Куда приводят мечты. Наталья Рябенко из Магнитогорска создает ослепительной красоты украшения из стекла

Сказочный город с разноцветными окошками и воздушный шар, переливающийся всеми красками радуги, на дверях – такова мастерская «Стеклянная сказка», что на окраине поселка Западного.  Здесь мы встретились с ее хозяйкой, мастерицей  Натальей РЯБЕНКО, чтобы поговорить  о том, как важно хотеть хотеть и куда приводят мечты, когда набираешься смелости не оставлять их просто мечтами.

Волшебное слово фьюзинг

В 1999 году Наталья окончила филфак МГПИ, потом два декрета, работа в библиотеке института, параллельно – проведение мероприятий, и третий декрет, когда появилось  понимание: скоро МаГУ перестанет существовать. Предложение попробовать себя в бизнесе, связанном с общепитом, стало, прежде всего, возможностью выйти за рамки «дня сурка».

– Когда мама не реализована как человек, когда нет своих личных планов, она становится никем, ее не воспринимают как нечто  отдельное, имеющее личную жизнь, – говорит Наталья. – Предпринимательство с это очень интересная деятельность, это бурная жизнь. Для меня это в первую очередь возможность общаться, дарить радость людям.

Дело пошло хорошо, но в силу ряда обстоятельств бизнес пришлось закрыть.

– Три месяца спустя  муж сказал мне: «У тебя настолько потухли глаза, просто нет тебя. Надо что-то придумывать», – вспоминает мастерица.

На тот момент ее 12-летняя старшая дочь увлекалась бисером, и Вадим предложил  жене открыть магазинчик с товарами для рукоделия, а заодно стал изучать, что такое бисер, кто его производит, из чего, так вышел на тему лэмпворка – изготовления авторских стеклянных бусин. Эта технология показалась Наталье сложной и опасной, а вот фьюзинг – техника спекания цветного стекла в печи – заинтересовал. И тут, словно по волшебству, отовсюду стала валиться информация о фьюзинге, и девушка буквально заболела этой темой.

– Никогда не знаешь, что с тобой будет дальше, но каждый твой определенный шаг готовит тебя к следующему, – вспоминает она тот момент. – Настал момент, когда даже близкие говорили: «Мама, ты ни о чем с нами не разговариваешь, кроме фьюзинга и стекла!». Я чувствовала, что очень хотела бы этим заниматься, настолько все это накипело в душе, уже нашла, где можно было все купить, но очень трудно было  решиться. И вот в конце апреля 2013 года муж, зная мой характер, видя мои метания, мне говорит: «Я тебе сегодня даю 150 тысяч рублей. Завтра я тебе их не дам».

Вложения были очень серьезные – печи, инструменты, само стекло, и решиться на них было непросто. Также было необходимо отдельное помещение для печи, хорошие электросети. Сомнений много, но Наталья принимает решение: да, мне это надо, и нажимает кнопку «купить» на сайте.

На тот момент в Магнитогорске было сложно даже достать стекло. У мастерицы до сих пор перехватывает дыхание, когда она вспоминает, как в первый раз поехали в Челябинск за материалом и везли 60 листов стекла со скоростью 40 км/ч, трепеща от каждого скрипа: лишь бы не разбить. В итоге откололся только один маленький кусочек. Его запекли в печи и вставили в рамку на память, и она до сих пор стоит в мастерской.

К купленному стеклу Наталья боялась подойти еще неделю. Устав от уговоров и ответных страхов, муж взял в руки инструмент сам. Вадим РЯБЕНКО по первому образованию филолог, по второму – юрист. 7 лет преподавал право на кафедре политологии и социологии МаГУ, занимался наукой, успел поработать на ММК. Сейчас он ведет популярный блог «Стеклянная сказка» на «Дзене», где с юмором рассказывает о новостях мастерской, о своем опыте в строительстве и обустройстве дома.

Через месяц пришла печь, под нее освободили гараж в доме родителей. Сидя в бетонном помещении  с металлической дверью, Наталья даже не представляла, что через 8 лет у нее будет большая, светлая мастерская, где сейчас мы пьем кофе и разговариваем.

Первое изделие, которое она создала в пришедшей печи – рамка из 4 кусочков стекла. И когда после долгих часов остывания они с мужем открыли печь и увидели, что все получилось, восторгу не было предела:

– Это не просто видео на ютубе, это у МЕНЯ все получилось!  Я прыгала от счастья, – говорит мастерица.

Душа стекла

Учиться на тот момент было негде. Мастеров в России было не так много, и добытыми своим трудом секретами они не делились.

– На филфаке нас научили читать информацию, воспринимать ее правильно, анализировать, перерабатывать и выдавать результат. Это самое главное  умение, которое мне позволило реализовать все свои идеи, – говорит Наталья. – Я пошла на зарубежные сайты, и уже по их видео училась, собирала по крупицам информацию, смотрела приемы: какое стекло, какие инструменты,  как режут стекло, как его шлифуют… Потом случайно попала на форум стекольщиков, где умудренные опытом люди делились наработками, смотрела работы мастеров. Своим учителем я считаю Лилию Горбач.

Все лето 2013 года, отправив детей к бабушке, Наталья Рябенко пилила стеклышки, собирала композиции, пробовала различные технологии, радовалась успехам.  Подруга, которая создавала украшения из камня, пригласила принять участие в ярмарках. Городская ярмарка, потом уфимский фестиваль  – быстро стало понятно, что изделия из стекла пользуются спросом, что творчество приносит не только удовольствие, но и деньги. И первым, кто порадовался успехам, был муж: «Так этим можно еще и зарабатывать?  Я знал, что тебе это понравится!».

– У меня был шок – неужели у меня получается? Дело в том, что во втором классе учитель рисования мне сказала: «Тебе, Наташа, вообще рисовать нельзя! У тебя никогда ничего не получается, кисточку тебе вообще нельзя трогать!», – вспоминает мастерица. –   Кто-то замыкается в такой момент, но я сказала: «Я докажу, что я могу!», и я всю жизнь это  доказывала. Даже если я не смогу что-то нарисовать, во мне открывается какой-то канал, я беру стеклорез и режу, и каким-то образом все удается.

В свое время на старшей дочери с 4 месяцев были опробованы все традиционные и нетрадиционные техники рисования, изостудии, и вместе с ней училась мама. Филфак, работа в институтской библиотеке, где было много книг по искусству и ДПИ, сформировали эстетический вкус, а к нему прибавилась насмотренность работ других мастеров – не только того, как это сделано, но и как автору удается сочетать несочетаемое и создавать свое – композицию, фактуру, цветовые решения.

После многочисленных ярмарок работы Натальи Рябенко и ее саму стали узнавать не только в Магнитке. Работы из «Стеклянной сказки» есть во многих городах России, в ЮАР, на Кубе, в Германии. В доме развернулось строительство мастерской – пришлось пожертвовать планами на баню, но сколько было радости!

Во время пандемии пришло решение строить большое, светлое помещения для проведения мастер-классов – поклонники хрупкого творчества просили проводить  их еще с 2017 года, однако в тесной мастерской для этого было слишком мало места. Теперь же есть, где развернуться и насладиться творчеством. Здесь проходят также творческие дни рождения, корпоративы. Наталья устраивает и выездные мастер-классы по стеклянной мозаике в других городах.

– Мне всегда говорили: никогда ничего никому не рассказывай, а то тебя начнут копировать. Сначала у меня эта мысль засела – никому ничего не расскажу, а потом я поняла, что, во-первых, копируют – значит я крутая, а во-вторых – у меня всегда есть, куда расти, а те, кто копируют, ждут, когда я что-нибудь сделаю, – улыбается мастерица. – Я же по образованию педагог, и эта потребность  вышла наружу, я поняла, что очень хочу делиться с людьми.

Было немало желающих не ждать, когда испечется работа, а забрать сразу. Так появились мастер-классы по мозаике и сразу обрели популярность: найти нужный кусочек и сложить жизнь так, как ты хочешь – желание многих. Здесь продаются также наборы для тех, кто хочет заняться мозаикой сам.

Запланированная магия

Сейчас в мастерской уже началась тема елочных игрушек – в декабре мастер-классы будут каждый день, а пока нарабатываются идеи. Первые образцы – снегири, медведи, зайцы уже на рабочем столе, готовятся в печь.

– Заяц происходит из идеи, – отвечает на мой вопрос рукодельница. –  Насмотрелся всего, думаешь, у всех ерунда, надо сделать круче.

Каждый фрагмент вырезают по шаблону, обтачивают на шлифовальной машинке, скрепляют, как аппликация специальным клеем и отправляют в печь. Сейчас их в мастерской три.

– В печи проходит магия. Не всегда ты получаешь на выходе ожидаемый результат, но задача мастера сделать так, чтобы результат был предсказуем. Это приходит со временем, с мастерством, – комментирует Наталья. – Секрет фьюзинга, что ничего переделать нельзя, нужно все сразу предусмотреть.

Фьюзинг – технология будущего. В производстве ни грамма отходов – стекло можно плавить неоднократно, не получившиеся, разбившиеся изделия имеют второй, третий шанс. Самые мельчайшие кусочки, здесь собирают, перемалывают в крошку и используют для декора работ. Есть и специальные краски на основе стекла.

– Эти тарелки пекутся два раза, – открывает Наталья печь для формового стекла, где только что остыли новые изделия. – Сначала печется плоский «блин», потом он сутки остывает, перекладываешь его в другую печь, на специальную форму, чтобы получить объемное изделие. Обжигаем дважды и елочные игрушки – в первый раз мы собираем изделие и запекаем, а потом они остывают, мы их расписываем и еще раз запекаем. Это затратно и по электричеству, и по вкладу труда.

В «Стеклянной сказке» наполнено любовью все до мелочей – маленькие стеклянные подарочки юным участникам мастер-классов, даже сами наклеечки на упаковке в виде воздушного шара. И, конечно, то тепло, что притягивает людей.

– Семья, когда тебя поддерживают близкие – это самое главное. Мы всегда вместе, я одна бы с тем объемом, который хочется воплотить в жизни, сто процентов не справилась. Благодаря мужу, детям, которые во всем помогают, я могу сделать все, – говорит Наталья.

В семье трое детей. Старшая дочь – талантливый  ювелир, средняя – потрясающий  пекарь, а самый младший сын пока учится в 6 классе, но уже проявляет характер и таланты. Дочери, как и муж, помогают маме во всем: в общении с клиентами, закупке фурнитуры, упаковке, технических моментах легко могут ее заменить. Во всем, кроме самого творчества. Есть и другие соратницы, которые помогают вести соцсети, проводить мастер-классы, оформлять работы.

– Ко мне всегда притягиваются люди, которые нужны. – Только подумаешь – и во вселенной что-то происходит: раз, и они пришли, – смеется мастерица. – Не зря говоря: делай, что любишь, люби то, что делаешь. Когда ты получаешь удовольствие от того, что делаешь, все вокруг начинают этим заражаться.

Притягивайтесь и вы, все подробности тут  https://vk.com/steklyannay_skazka.

Фьюзинг

Фьюзинг появился в 1990-е годы в Германии, где и получил наибольшее распространение.  Это техника спекания цветного стекла в печи при температуре 800 °C. В таком витраже отсутствуют металлические соединения, основой становится  стеклянный лист.  Во время термической обработки разноцветные элементы  вплавляются друг в друга, становятся однородной поверхностью. Такая техника позволяет создать художественное стекло с оригинальной формой, фактурой и очень широкой цветовой гаммой. 

Для фьюзинга подходит не всякое стекло. Достаточно долго производители изобретали состав, который позволил бы кусочкам разных цветов одновременно нагреваться до нужной температуры и не терять свой цвет. На данный момент в мире существует лишь несколько производителей такого стекла.

Воздушный шар – это из детства, это волшебство, от которого сносит крышу – от их яркости, легкости и хрупкости.  Творчество окрыляет тебя, и ты летишь – всегда вверх, вверх, вместе с ним. Воздушный шар – это мечта, за которой ты следуешь.

Наталья Рябенко:

– У каждого человека должно быть хобби. Мое хобби – это моя жизнь, это моя работа, мое стекло, я его обожаю! Взрослые не разрешают себе быть детьми, не разрешают себе творить. И когда родители  сюда приводят своих детей, они начинают зажигаться, говорить: «Я тоже хочу!». Многим взрослым надо научиться хотеть хотеть.

Вадим Рябенко: 

– Быть мужем творческого человека сложно. Она – жаворонок, я – сова.  У нас не совпадает стиль жизни, я по ночам работаю, пишу в блог, Наталья меня по утрам рано будит. Я юрист, у меня все должно быть: а, б, в, г, д и далее по списку. А у Натальи так не получается: я, л, м, г, в … Тяжко, конечно. Но в этом вся соль! Мы не стремимся друг друга переделать. Это бесполезно.

Exit mobile version