Город на ладони. Один день из жизни вагоновожатого

30 октября Магнитогорск вместе со всей страной отмечает День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. Накануне праздника журналисты «МР» побывали в МП «Маггортранс», чтобы узнать, как живут и работают вагоновожатые и кондукторы.

Этот вагон вот-вот выйдет из депо, чтобы отправиться по маршруту № 3, а пока он не тронулся в путь, мы знакомимся с водителем трамвая Правобережного депо № 3 Татьяной ШУЧАЛОВОЙ.

В этой профессии Татьяна Владимировна 9 лет, и выбор был осознанным:

– С детства мечтала! – говорит она. – Когда еще была ребенком, каталась на трамвайчиках, безумно нравилось это. Сначала хотела быть кондуктором – работа с людьми всегда интересна, а потом захотелось водить трамвай, и вот – последовала мечте. Работа мне нравится, и менять ее не собираюсь.

Однако путь до мечты был длинным: сначала освоила профессию штукатура-маляра, поработала немного, поняла: не мое, и отправилась в учебный центр «Маггортранса». В течение полугода прошла курсы, затем практика, стажировка, и, наконец, работа по профессии.

Свой первый рабочий день – 14 октября 2013 года – отлично  помнит до сих пор.

– Выпало много снега, я была на трехсменке, вагон старенький, КТМ-605. Помню даже номер бортовой – 3035, – вспоминает она. – Ехала я десятым маршрутом, по Казачьей переправе на Товарную. Конечно, было очень страшно. Первый день никогда не забывается. Помню даже время отправления.

Рабочий день вагоновожатой начинается очень рано: просыпаться приходится в 2-3 часа ночи. Всех специалистов предприятия собирает дежурный трамвай и везет в депо. Обязательный предрейсовый медосмотр, результат которого водитель предъявляет диспетчеру, чтобы получить допуск к рейсу. Нарядчик распределяет водителей по маршрутам и выдает путевой лист. За некоторыми маршруты закреплены, у кого-то они каждый раз разные, но у каждого есть тот, к которому прикипело сердце.

Чаще всего Татьяна выходит на свой любимый 10-й, но сегодня ее маршрут № 3 – из депо 142 микрорайона по пр. Карла Маркса на Южный переход и до Товарной.

Взяв всю экипировку, она идет к вагону. Перед каждым рейсом – обязательный осмотр технического состояния: наличие рельсового тормоза, состояние тормозных дисков, колесных пар, механизма открывания дверей, стеклоочистителей, целостность стекол, фар, габаритов, стоп-сигналов, в порядке ли токоприемник, не перекошен ли. Если замечены какие-то нарушения, водитель звонит центральному диспетчеру и вызывает аварийную бригаду, а в это время в депо оперативно готовят замену. Но сейчас все в порядке, можно выезжать в рейс.

Первый выпуск вагона в 4.25. Смена водителя трамвая – не более 10 часов, за это время удается сделать 4 рейса, при смене в 7,5 часов – три.

– Интересная профессия! Трамвай – это огромная, габаритная машина, и чтобы ей управлять, одного навыка мало, должно быть еще желание, мечта. Все время город на ладони – такие пейзажи открываются, в каждое время года иные. – улыбается наша героиня.

С 2017 года Магнитка обновляет трамвайный парк, но пока приходится ездить и на новых, и на старых вагонах, есть возможность сравнить.

– На новых, конечно же, ездить комфортнее не только водителю, но и пассажирам, –говорит она.  – Они замечательные – удобные сиденья, есть кондиционер, регулируется температура – все для людей.

В вагоне есть экраны, на которых можно увидеть маршрут трамвая, ближайшие остановки, показывают познавательные ролики. Есть автоматическая система оповещения – всем привычное «Осторожно. Двери закрываются, следующая остановка «Гостиный двор», однако водитель сам периодично напоминает, куда следует трамвай.

С людьми работать тоже интересно, ведь все они разные. У Татьяны есть свои поклонники и постоянные клиенты – узнают ее, порой даже не смотрят на номер, знают: если в кабине она, поедем 10-м маршрутом. Порой случаются казусы: если воителю в этот день достался другой маршрут, можно, засмотревшись по привычке на красавицу-вагоновожатую, уехать не туда. Кто-то старается угостить помидорами или яблоками из своего сада. За 9 лет была масса курьезных случаев, а вот конфликтов не было:

 – Я не конфликтный человек, и стараюсь сгладить такие ситуации сразу, – объясняет водитель трамвая. – Если встречаются неадекватные люди, стараюсь не реагировать на их выпады – звоню в центральную диспетчерскую, чтобы сообщить о сложившейся ситуации, а если удается сгладить конфликт, просто расходимся мирно. Полицию не приходилось вызывать ни разу.

Татьяна – не единственный водитель трамвая с большим стажем. Есть в МП «Маггортранс» и те, кто водит трамвай по 20-25 лет.

– Каждый может стать водителем трамвая, – считает девушка. – Самое главное – это забота о безопасности пассажиров, за них мы несем очень большую ответственность, и предельное внимание, конечно же: на дорогах города сейчас очень тяжело, машин много.

Водители работают в паре с кондуктором. Напарница Татьяны – Валентина ЛОЖКИНА в кондукторах почти 7 лет.

Ее утро начинается в 4 часа с надевания сигнального жилета, получения терминала и чековой ленты.  И, конечно же, осмотра вагона на предмет чистоты.

– Работа мне моя нравится, ведь это прежде всего общение с пассажирами, а они у нас в основном доброжелательны, относятся к нам с пониманием, – говорит Валентина Александровна. – Есть, конечно, и негативные ситуации но мы стремимся их бесконфликтно решить. Заходит бабушка – всегда стараемся посадить, остальных убеждаем держаться за поручни. Бывают пожилые пассажиры, которым и пообщаться дома не с  кем – рассказывают про свою жизнь, про детей, внуков.

Зарплата кондуктора зависит от количества пассажиров. Сейчас все гораздо проще, чем раньше – по большей части люди оплачивают поездку по банковским или транспортным картам. От маршрута к маршруту пассажирский трафик варьируется – в тех, что идут на проходные, большой наплыв с утра и вечером, а, например, в 17 и 24-м маршруте немало людей весь день. В среднем за сутки выходит до 500 транзакций по картам и 3-5 тысяч рублей наличными.

 С большим удовольствием Валентина Ложкина работает на новых вагонах.

– В парке в основном новые вагоны, теплые, комфортные, хорошее освещение, оснащены камерами видеонаблюдения, что порой помогает решать спорные вопросы, – отмечает она.

Нравятся новые трамваи и пассажирам – в том числе и тихим, плавным ходом, узнаем мы в разговоре  Татьяной ГОЛОВКО.

– У меня за всю мою жизнь, наверное, несколько лет прошло в трамвае, –  смеется она. – 49 лет ездила на работу каждый день с «Березок» на Центральный рынок, где работала в детском саду музыкальным руководителем. Уже настолько привыкла: сажусь, отдыхаю в трамвае, могу и вздремнуть за эти 40 минут.

Напоминаем горожанам, что с 1 января планируется повышение платы за проезд. Как отмечают городские власти, это вынужденная мера, обусловленная ростом цен и тарифов на электроэнергию, коммунальные ресурсы, топливо, запчасти и услуги, связанные с содержанием подвижного состава, контактной сети и тяговых подстанций. Последнее повышение стоимости проезда в трамвае было в 2016 году. Магнитогорск – один из последних городов Южного Урала, в котором был рассмотрен вопрос повышения тарифа по перевозке граждан на электротранспорте. 

Exit mobile version