Одни специалисты считают: необходимо воспользоваться тем, что создали наши отцы и деды, уделить больше внимания исторической части застройки. Другие аргументированно выступают в защиту современного, предлагая создать среду, объединяющую новые микрорайоны.
Из всего этого следует одно: город должен выглядеть так, чтобы мы, живущие в нем и гордо называющие себя магнитогорцами, могли бы гордиться им.
Поиск решений
Концепцию внешнего архитектурного облика Магнитогорска рассмотрели на архитектурно-консультационном совете. Представил проект главный архитектор города Дмитрий Хоменко. В основе концепции заложена идея о том, что Магнитогорск − не просто рядовой российский мегаполис, а символ советской зодческой теории об идеальном городе. В 1920 − 1930-е годы это было революционное инновационное решение. Но со временем тенденции менялись.
В итоге сегодня хорошо просматривается деление на эпохи по районам: Ленинский – сталинские времена, Правобережный – царство аскетичных «хрущевок», Орджоникидзевский – объединение домов «брежневской» поры и многоэтажных строений развитого постсоциализма. Отдельно отметил архитектор левобережье, которое стало экспериментальной площадкой конструктивистов, находившихся в поиске новых принципов организации социалистического города.
Отражение в архитектуре разных эпох в общей картине привычно для жителей Магнитогорска, более того, в этой системе есть определенные плюсы. Другое дело, отметил докладчик, что за несколько десятилетий факторы и обстоятельства сумели внести в городскую перспективу сумятицу. Речь идет о рекламном рынке, «перелицевавшем» фасады сооружений, и о реконструкции первых этажей жилых домов в связи с размещением там офисов и торговых точек. Как правило, утверждает Дмитрий Хоменко, каждый собственник или арендатор по-своему формировал фасадную часть своего объекта. В результате за короткий период Магнитогорск обрел вид лоскутного одеяла.
Мы имеем ряд проблем, требующих решения. Это и состояние фасадов, и нестационарные торговые объекты, и отсутствие гармоничного соседства в рекламной сфере, и безликие дома новых микрорайонов.
Архитекторы задаются вопросом, как исправить перечисленное безболезненно для социума, и главное, какие решения предложить, чтобы архитектурная среда города стала представлять собой совокупность внешнего облика, пространства, единство зданий и сооружений. Для начала вопрос попытались решить на уровне муниципалитета, с точки зрения закона: были утверждены Правила благоустройства Магнитогорска, а также требования к внешнему архитектурному облику. На основании этих нормативно-правовых актов администрация города имеет возможность проводить работу по восстановлению фасадов и замене вывесок, демонтажу незаконной рекламы, объектов торговли.
Еще одним решением оживления безликой среды было внедрение проекта «Магнитогорск – музей городов Европы и Азии под открытым небом» (в его рамках на фасадах ряда домов появились яркие фрески-рисунки зарубежных и российских художников). Идея раскрашивания фасадов, отметил Дмитрий Хоменко, не нова, во многих городах применяют такой способ. Но вопрос содержания таких изображений до сих пор не проработан, а потому в полной мере воспользоваться данной программой пока невозможно. Несмотря на это, поиск решений, которые позволят совершенствовать городскую среду, не прибегая к дорогостоящим трансформациям, продолжается. Внести гармонию архитекторы предлагают с помощью озеленения во дворах, на балконах, посредством ландшафтного дизайна вплоть до цветного зонирования асфальта.
Концептуальная модель единого облика формируется из нескольких составляющих: архитектурная и цветовая среда, комплексное благоустройство, единая визуальная информация и наружная реклама, цветовой дизайн и праздничное оформление города. Вот те идеальные черты будущего пространства, к которым мы должны стремиться.
Своеобразной азбукой назвал глава города Сергей Бердников озвученные позиции и совершенно обоснованно задал сразу несколько вопросов. Каким должен выглядеть город в идеале, мы представляем, но как нам быть сегодня? Как развивать в плане застройки город, отодвигать ли границы, а может, наоборот, компоновать и увеличивать плотность? Помимо этого есть еще освободившаяся после сноса 73 ветхоаварийных домов территория. Не исключено, что эти места могут быть использованы повторно, в том числе при строительстве домов.
Тренд будущего
Темой следующего обсуждения стал второй доклад главного архитектора, в котором тот постарался обозначить проблемы сохранения и развития памятников истории, объектов культурного наследия соцгорода. Сегодня это территория в границах улиц Маяковского, Кирова, Чайковского, проспекта Пушкина.
Помимо исторической ценности первый многоквартирный дом по адресу: улица Пионерская, 27 включен в перечень объектов культурного наследия Челябинской области, а сам квартал находится в перечне выявленных объектов культурного наследия региона. Безусловно, такое обстоятельство делает эту часть Магнитогорска уникальной, одновременно с этим сооружения можно использовать и для повышения туристической привлекательности. Другой вопрос, как сохранить наследие начала социалистической эпохи?
Только такими способами можно будет оживить этот участок, сделать его привлекательным, в том числе и для бизнеса. Эту же задачу поставил перед управлением архитектуры и градостроительства и Сергей Бердников. Магнитогорск действительно уникальный город, ему нужно лишь дать импульс нескольким сферам: создать комфортные условия для людей и бизнеса и обеспечить медийную «раскрутку».
Тогда район станет привлекательным, по-иному заиграет. Сергей Бердников рекомендовал отнестись к поднятой теме с полной мерой ответственности, от сегодняшних решений зависит завтрашний облик Магнитогорска. Концепция должна отвечать требованиям всех участников рынка: и жителей, и строителей, и бизнеса. Задачами на ближайшее время глава города назвал создание плана по благоустройству названных территорий, а также развитие существующей инфраструктуры.