…Превратились в белых журавлей

Останки четырнадцати солдат и два восстановленных имени – таков итог вахты Памяти магнитогорских поисковиков на ржевской земле.

Весть из сорок второго
Лидия Михайловна Александрова ждала детей и внуков на майские праздники из Ижевска, когда в ее доме в деревне раздался звонок от командира объединения поисковых отрядов «Рифей» Любови Щербины: «Мы нашли отца вашего мужа…». Вечером Лидия Михайловна перечитывала письма своего свекра с фронта. Ее муж Федор Александров умер четыре года назад, но письма отца всегда бережно хранились в семье, завершающие строки последнего фронтового послания от 20 июня 1942 года знала наизусть и она: «Письмо не рвите. Если я не вернусь, Федя, когда вырастет, пусть читает».
До войны Федоров Александр Федорович, останки которого поисковики нашли на бывшем поле боя под Ржевом, работал бригадиром в колхозе. Наверное, именно поэтому в его частых письмах жене рядом с вопросами о доме звучат переживания о делах в колхозе: «Хлеб у вас есть? Сколько скотины? Коровы молоко дают? В огороде кормовые растут, не растут? Ухаживайте за ними. Дожди есть? Погода теплая? В колхозе хлеб растет? Сено хорошее было или нет? А себе приготовили?».
Пять сохранившихся писем магнитогорским поисковикам переслала внучка «нашего бойца», эти письма написаны на удмуртском языке, может быть, поэтому цензура пропустила факты, которые не стоило знать родным в тылу: «Паек мало дают. Все время хочется есть. Одежда очень плохая. Очень холодно». или «Еды дают очень мало. Никогда не наедаюсь. Когда уже домой вернусь и наемся досыта?»…
Вместе с этими письмами нам прислали и документальные подтверждения того, почему родной сын Александра Федорова носил фамилию Александров. Оказывается, в Удмуртии была традиция давать сыновьям фамилии по имени отца.
На семейном совете Александровых, который состоялся за праздничным столом 1 мая, было решено, что на захоронение 22 июня во Ржев поедут внуки и правнуки.

Птицы над окопами
В этом году магнитогорцы начали поисковые работы под Ржевом с того места на территории бывшей деревни Копытиха, где в прошлом году были обнаружены останки и смертный медальон рядового Абдулы Шарипова. Поисковый опыт оправдал себя – уже в первый день поиска были найдены останки погибшего, однако смертного медальона при них не было. Только на третий день работы удача улыбнулась поисковикам – студент исторического факультета МаГУ Алексей Гуреев обнаружил останки и медальон Федорова Александра Федоровича – ефрейтора противотанковой роты 906-го стрелкового батальона. А на следующий день командир поискового отряда «Феникс» МаГУ Артем Любецкий поднял медальон другого бойца: младший лейтенант Петров Иван Петрович, 1912 года рождения, был призван на фронт из деревни Харьковка под Красноярском.
Данные по обнаруженным солдатам сразу сообщались в Магнитогорск, здесь ими занималась Любовь Щербина. Имена бойцов, найденных на одном ржевском пятачке в этом и за два предшествовавших года, были из списка одной роты. Поэтому планируется установить на данном месте боя памятный знак, на котором были бы высечены имена всех, кто значится погибшим на этом небольшом участке фронта.
Рядовые Александр Богданов из Ленинграда, Андрей Шушпанов из Кировской области, Петр Калабин из-под Воронежа, Вениамин Дальниченко из Новосибирска, Александр Панкратов из Могилевской области, Абдула Шарипов из Саратовской области, лейтенант Андрей Стасенко из Днепропетровской области, младший лейтенант Иван Петров из-под Красноярска, ефрейтор Александр Федоров из Удмуртии и многие их однополчане погибли в августе 1942 года под Ржевом.
Две недели весны 2011 года над магнитогорскими поисковиками, работавшими на месте их гибели, летали журавли…

Exit mobile version