Пульс героической эпохи. По этим картинам можно изучать вехи строительства города и комбината

Новая экспозиция «Юбиляр – юбиляру», открывшаяся в картинной галерее, отражает самые значимые события нашей истории.

Палаточный городок в степи, строительство первой плотины, коммунистические субботники, открывающаяся с правого берега величественная панорама металлургического комбината − все эти картины принадлежат кисти легендарного магнитогорского художника Георгия Соловьева. Экспозиция из 94 произведений живописи, графики и скульптур приурочена к 120-летнему юбилею мастера кисти и 85-летию ММК: 81 работа взята из коллекции краеведческого музея, восемь живописных полотен принадлежат фонду картинной галереи, несколько работ поступило в этом году в подарок из семейной коллекции Путаловых, которые были дружны с Георгием Соловьевым. Совместный проект двух учреждений культуры города позволил собрать уникальную коллекцию.

В Магнитогорск Георгий Соловьев приехал в августе 1931 года, когда ему было 24 года. С энтузиазмом он включился в процесс создания пролетарской культуры – работал в Информбюро Магнитостроя, писал лозунги, плакаты, карикатуры, делал рисунки и линогравюры для газеты «Магнитогорский рабочий» и журнала «Магнитострой литературы». В 1936 году Георгий Соловьев стал организатором местного Союза художников. За свою огромную работу отмечен орденом «Знак Почета», первым среди собратьев по цеху удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

− В Магнитке не найдется художника, который бы столько полотен посвятил городу и металлургическому комбинату, − подчеркнула на открытии выставки главный ее куратор Марина Абрамова. – Творческое наследие Георгия Соловьева насчитывает около 600 произведений, но такой масштабной выставки, представляющей творчество художника, не было уже лет пятьдесят. Все живописные и графические работы Георгий Яковлевич выполнены в реалистичном ключе. Как документальные кадры они иллюстрируют историю города и передают пульс жизни большой стройки. Мастер никогда не был сторонним наблюдателем происходящего. Однажды рабочие увидели на горе человека, который водил под уздцы двух лошадей, тащивших баки с известью. Утром следующего дня склон горы украшал огромный лозунг «Даешь Магнитку!» Георгий Яковлевич таким образом решил вдохновить земляков на очередной трудовой подвиг.

Отдельное место занимает графика художника, запечатлевшая строительство первой плотины, доменных цехов, коксохимического производства, визит Климента Ворошилова в Магнитогорск. Именно этой стороне творческого дарования Соловьева отдает предпочтение художник Искандер ХУЗИН:

 − В графике Георгий Яковлевич, на мой взгляд, сильнее проявляет себя как художник. Что касается живописи, я бы отметил произведения, где центром внимания автора выступает грандиозная стройка или промышленный объект. Для  Георгия Яковлевича самым важным было творить на злобу дня. Масштаб картин, горячий отклик художника на то или иное событие подкупают, а их историческая ценность не вызывает никаких сомнений.

О доброте, ироничности, улыбчивости, тонком понимании природы сказал на вернисаже секретарь краеведческого музея Виктор Котлов, знавший художника по совместным выездам в Запасное. В зале присутствовали ученики Соловьева, занимавшиеся в изостудии Левобережного Дворца культуры металлургов. В организации выставки «Юбиляр – юбиляру» большую помощь оказала преподаватель кафедры академического рисунка и живописи Института архитектуры и искусства МГТУ Юля САВОСТЬЯНОВА. Она отреставрировала рамки к нескольким картинам художника, и они заиграли носвежими красками. Созвучно той эпохе песенно-краеведческого трио «Экополис» исполнило на открытии экспозиции «Магнитогорский вальс» Владимира Лекарчука и песню из кинофильма «Весна на Заречной улице».

Exit mobile version