Окно в поющую Европу. На Сицилии музыкальная жизнь активна

Солисты Магнитогорского театра оперы и балета покоряли итальянскую сцену.

Кому Кармен могла отдать свое сердце в финале, как не красавцу Сергею Муртазину в роли Эскамильо? И как изысканно должна была распространить свои чары на Игоря Черния, выступившего в роли капитана Цуниги? «Выездная сессия» на большой итальянский фестиваль Mythos Opera стала новым проектом, выросшим из рамок проходящего в нашем городе международного фестиваля «Вива опера». Сначала благодаря усилиям директора Магнитогорского театра оперы и балета Ильи Кожевникова и итальянской примадонны – нашей землячки Елены Бакановой появилась возможность привозить представителей певучей нации к нам, потом самим ездить в Италию выбирать солистов, а сегодня еще и отправлять лучших наших артистов на итальянскую сцену. Пробой стала опера «Кармен», а первыми делегатами − молодые перспективные исполнители главных ролей Сергей Муртазин и Игорь Черний.

− Ехали с благоговением и чувством большой ответственности, − говорит Игорь Черний. − Вокалистам нашего театра впервые представилась возможность самостоятельно поехать и спеть в европейском спектакле. Все певцы мечтают там побывать, ведь Италия – это колыбель оперного искусства. Удивить пением ее жителей довольно трудно. Что обязывает нас быть гораздо выше, лучше местных артистов, потому что это их сцена, и они смотрят на нас оценивающе.

− Необходим определенный профессиональный уровень, недостойных там просто быть не должно, − делится своими впечатлениями Сергей Муртазин. − Напрягаться на заграничной сцене нет смысла, надеяться, что ты выложишься − и произойдет желаемый результат, не стоит. Происходит то же самое, что у спортсменов − на выезде они играют немного хуже, чем дома. Сказываются новые условия, волнение. Но лучшие голоса в любом случае задействованы в главных партиях, те, что послабее, − на второстепенных ролях. И то, что мы делаем в Магнитогорске, вполне соответствует международному уровню.

Фестиваль Mythos Opera, заявленный организаторами как большой лирико-симфонический праздник, проходил в Сицилии. Магию опер «Кармен» Жоржа Бизе, «Аида» Джузеппе Верди и «Сельская честь» Пьетро Масканьи местные жители и туристы могли ощутить в городе Сиракузы, на сцене театра Кастелло Маньяче – исторической цитадели, построенной еще императором Фридрихом Вторым. Выбор места идеально подходил к высокому качеству оперных постановок, создавал соответствие между видами старинного замка и классической музыкой. Сразу после прилета магнитогорские солисты окунулись в атмосферу музыкальной Италии.

− За четыре дня, которые мы прожили в преддверии «Кармен», мы не видели ни актеров, ни балета, ни хоровой группы, − вспоминает Сергей Муртазин. – А потом на сцене сразу собрали массу народа – человек четыреста. Причем режиссер вел себя спокойно, взвешенно и без лишней суеты. В итальянских постановках задействовано гораздо больше артистов, чем у нас. К тому же там нанимают людей, которые передвигаются по сцене без слов, те же солдаты. В постановке «Кармен» также принимал участие детский хор, а балетные партии исполняла молодежная группа из юношей и девушек 14-15 лет. Артистов просто так не вызывают и не тревожат, что свидетельствует о большом к ним уважении и доверии. Если надо появиться кому-то на репетиции, посылают sms. Режиссер отрабатывает роль с каждым исполнителем, а потом соединяет весь состав вместе на сцене. Мы тоже с одного прогона шагнули в спектакль. Но у нас наработана техника, все партии знакомы, так что это было не трудно.

Конечно, первый спектакль для наших вокалистов стал определенным испытанием – вокруг никаких особенных восторгов по поводу того, что ты приехал из-за рубежа. В программках указывались только фамилии артистов, играющих тот или иной персонаж, без упоминания страны. Главные партии принадлежали, конечно же, итальянцам: Кармен играла Федерика Карневале, прекрасная солистка, высоко ценимая в своей стране, дона Хозе – Роберто Креска. Дальше «по списку» следовали Эскамильо – Сергей Муртазин и Цунига – Игорь Черний. В обилии итальянских имен обращали на себя внимание две Микаэлы − грузинка Чиа Пурцеладзе, владеющая русским языком, и такая знакомая нам и дорогая Елена Баканова, выступившая в первом спектакле и морально поддержавшая наших дебютантов. Во втором спектакле и Сергей, и Игорь чувствовали себя уже гораздо увереннее и комфортнее. Не раз после окончания своих партий они слышали от публики одобрительное «брависсимо». А пресса, разобравшая спектакль «по косточкам», хорошо отозвалась о мастерстве российских вокалистов, отметила полное соответствие представленным образам и назвала их гранд-артистами. Причем Сергею Муртазину ставили в заслугу суровый образ и драматическую наполненность голоса, а Игорю Чернию – блестящее умение фразировать.

По свидетельству наших артистов, на Сицилии музыкальная жизнь очень активна, в садах и парках постоянно идут концерты. В то же время здесь своя, обособленная жизнь.

− Итальянцы шумные и весьма толерантные, − отмечают Сергей и Игорь. − Машины едут без особого соблюдения правил. Дорог к морю много, бывает так, что на камнях или ступеньках могут сидеть девушка или бабушка, а люди терпеливо ждут, чтобы пройти к воде. На улицах Сиракузи, в котором проживает около 120 тысяч человек, народу много, но идешь спокойно. Все вежливы, интеллигентны, друг другу уступают дорогу. Языковая проблема, конечно, дала о себе знать. Поняли необходимость лучше изучать английский язык для общения. А вообще мы много загорали, ели отменные фрукты, наслаждались атмосферой приморского городка. Один раз нас даже пригласили на концерт, где должен был присутствовать глава Сицилии, но мы отказались, потому что не взяли с собой соответствующих костюмов.

Солисты Магнитогорского театра оперы и балета выступили в двух спектаклях «Кармен», третий по какой-то причине был отменен. Но и этот опыт дал им многое в профессиональном плане – они пообщались с коллегами по цеху, завоевали симпатии итальянской публики и прессы и получили приглашение поучаствовать в следующем фестивале Mythos Opera. Кстати, в декабре Сергея Муртазина уже ждут в Германии, где он исполнит сольные партии из произведений Чайковского, Рахманинова, Верди и Беллини. А 26 сентября магнитогорских слушателей приглашает наша «Кармен» − все арии, в отличие от предыдущего спектакля, в целях лучшего понимания сюжета будут исполнены на русском языке.

Exit mobile version