Тайная жизнь закулисья. В Магнитогорском драматическом театре отметили 85-летие открытия первого сезона

Этому событию был посвящен марафон театральных событий «День в Театре», в рамках которого состоялись авторские экскурсии от артистов театра – их провели Ольга ГУЩАНСКАЯ, Лариса ЗВЕЗДИНА, Филипп ЛАДЕЙЩИКОВ, поделившиеся со зрителями тайнами закулисья и секретами театрального производства. Экскурсанты побывали над сценой, в репетиционном зале, костюмерном и декорационном цехах, гримуборных и других помещениях театра, которые обычно скрыты от зрительских глаз.

Тем временем Анатолий БАЖЕНОВ провел читку книги Джерома К. Джерома «На сцене и за кулисами», также в этот день состоялись показы спектаклей «Биография», «Чехов. Анекдоты» и «Зима» и театральная встреча в большом зале, где актеры рассказали об истории родного театра и о себе. Коллектив театра поздравили с юбилейным сезоном люди, которых связывает с магнитогорской драмой давняя творческая дружба. 

Одна из страниц встречи была посвящена знаменитому спектаклю МДТ имени Пушкина «Гроза» в постановке петербургского режиссера Льва ЭРЕНБУРГА, завоевавшему главную театральную премию страны «Золотая маска» в 2008 году. Тогда впервые в истории награда досталась театру не из областного центра. Затем состоялось победное шествие «Грозы» по сценам многих городов России и зарубежья. Зрители на встрече в театре увидели уникальные кадры репетиций легендарного спектакля.

Тайная жизнь закулисья. В Магнитогорском драматическом театре отметили 85-летие открытия первого сезона

Режиссер Лев Эренбург стал большим другом театра имени Пушкина, не раз возвращался в Магнитогорск, чтобы ввести в свой спектакль новых актеров и вернуть ему первоначальное звучание. В своем юбилейном видеоприветствии Лев Борисович признался, что тоскует по тем временам, когда работал в Магнитогорске над постановкой «Грозы».

Еще один очень значимый период в жизни драмтеатра – недавний капитальный ремонт здания, который состоялся благодаря вниманию к учреждению со стороны руководителей города, региона и Магнитогорского металлургического комбината. На время ремонта театр переехал в свое историческое здание – Левобережный дворец культуры металлургов, в котором учреждение работало до 1967 года.

В театре были заменены коммуникации, изменен интерьер, в зрительном зале появилось 640 новых кресел. Коренную модернизацию пережила театральная сцена – этот процесс на высочайшем профессиональном уровне провела московская компания «Интоку», известная сотрудничеством с самыми знаменитыми театральными площадками России. В результате в драмтеатре появилось современное световое, звуковое и видеопроекционное оборудование. Реконструкция длилась больше года, в комплексный проект технического оснащения, выполненный «Интоку», вошли верхняя и нижняя механика сцены, пульт помощника режиссера, технологическое телевидение, система цифровой рекламы и оповещения, планшет сцены, противопожарный занавес. Тех, кто побывал на экскурсии в театре, безусловно, поразила сложнейшая система верхней механики с высокоточным компьютерным управлением. Благодаря наличию такого оборудования постановщикам спектаклей теперь доступен новый качественный уровень технических решений на сцене. На память о сотрудничестве магнитогорского театра и «Интоку» остался видеоклип на песню «Магнитогорская бригада», созданный в период капремонта и реконструкции.

А 83-й театральный сезон был открыт в октябре 2020 года в обновленном театральном здании – тогда прошла премьера водевиля «Тайные мечтания господина М. Бальзаминова» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Марии БОЛЬШАКОВОЙ. Мария Анатольевна в своем видеопослании в честь юбилейного сезона вспоминала о том, как начиналась ее любовь к Магнитогорскому драматическому театру имени Пушкина:  

– Много лет назад Сережа Пускепалис привез меня в качестве балетмейстера в ваш театр ставить спектакль «Не скажу». И дальше, капля за каплей, эта любовь превратилась в одну бурлящую реку. Были «Ночь перед Рождеством», «Женитьба», «Сказка про Сашу Пабузина», «Золотой петушок», «Двенадцать стульев», «Ханума», разделившая мою жизнь на «до» и «после». После этого спектакля я стала называться гордым словом «режиссер». Спасибо вам, что вы в меня поверили.      

Коллег поздравил с юбилеем и Вячеслав ВИДАНОВ, художник театра и кино, в прошлом главный художник магнитогорского драмтеатра, постановщик многих спектаклей на магнитогорских сценах.

«Как я стал актером»

Во время театральной встречи актеры драмтеатра рассказали о том, как они пришли в свою профессию.

Евгений БРАЖЕНКОВ:

– Когда я заканчивал школу, то не знал, какой профессией заняться – хотел быть и космонавтом, и летчиком, и пожарным. Но моя профессия объединяет все остальные – один день я могу быть пожарным, на другой – военным, на третий – следователем, этим она интересна. А попал я в нее совершенно случайно: мне позвонил товарищ, сказал, что очень стесняется идти на прослушивания в магнитогорскую консерваторию и просил пойти с ним в качестве поддержки. Потом он позвонил вечером и предложил мне тоже попробоваться. И Сергей Витауто Пускепалис взял меня на свой курс. Мы – единственный курс, который он выпустил, и все мы работаем в своей профессии.        

Лариса Звездина:

– Говорят, если человек один раз вышел на сцену и успешно выступил, то ему захочется возвращаться туда снова и снова. Так, наверное, произошло и со мной. Когда я была воспитанницей детского сада, часто играла главные роли на утренниках, в спектаклях, громко и проникновенно читала стихи со сцены – была звездой детского сада. Но прежде чем идти учиться актерскому делу, я для себя перебрала целый ряд профессий, которыми бы я, возможно, хотела бы заниматься. И учителем думала быть, и адвокатом, и даже водителем трамвая. Потом я поняла, что все мои стремления объединяет одно: мне очень нравится выступать перед публикой и делиться чем-то, удивлять. А это и есть суть актерской профессии. И вообще, если вам что-то предназначено, то очень трудно уйти от своего предназначения.

Лилия МУСИНА:

– У меня было два варианта, кем я хочу стать: либо актрисой, либо военным переводчиком. На тот момент, когда я собиралась поступать, в институт, где была специальность «Военный переводчик», перестали набирать девушек. И я стала актрисой…  

Рассказывает «Магнитогорский рабочий»

Как был открыт первый сезон городского драматического театра имени Пушкина

Первому профессиональному театру в городе – театру рабочей молодежи, созданному в нашем городе в 1931 году на базе агитбригады, в феврале 1937 года было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. А с 1 сентября 1937 года он стал городским драматическим театром имени Пушкина. 8 октября драмтеатр открыл свой первый сезон в новом статусе. В этот день состоялась премьера спектакля «Очная ставка» по пьесе Льва Шейнина в постановке режиссера С. А. Баранова.

Открытия сезона ожидали еще 5 октября, но оно откладывалось. Причину указывал на страницах «МР» в материале «К открытию театрального сезона» преподаватель пединститута Леонид Ауслендер: «В театральных помещениях заканчивают ремонт, и даже репертуарный план театра окончательно не установлен. Отсрочку открытия сезона в драмтеатре объясняют в некоторой степени реорганизацией ТРАМа в драматический театр… Список предполагаемых к постановке пьес, объявленный театром, очень интересен, но ряд вопросов, связанных с ним, вызывают сомнения». Ауслендер говорил о перегруженности репертуара западными классическими комедиями при отсутствии в нем жанра трагедии и пьес Шекспира.

Магнитогорский драмтеатр получил к началу сезона 1937-38 годов хорошее подкрепление: в коллектив влилась группа молодых актеров Малого театра, появились новый художественный руководитель (Ф. А. Бочаров) и режиссер. Удачным пополнением назван и артист комедийного жанра Кузнецов. Перед коллективом театра в тот момент стояла ответственная задача во всеоружии встретить предстоящую двадцатую годовщину Октябрьской революции.

Пьеса «Очная ставка», увидевшая свет на магнитогорских подмостках в 1937 году, была издана в 1938, то есть театр знакомил магнитогорцев со свежайшим и самым передовым драматургическим материалом. Автор – Лев Шейнин, «родоначальник советского детектива», написавший пьесу в соавторстве с братьями Тур, был «золотым пером НКВД». Он возглавлял следственный отдел Прокуратуры СССР, расследовал убийство Кирова, в 1934-35 годах участвовал в следствии по делу «Московского центра» Каменева и Зиновьева, а в 1937 году руководил специальной группой, занимавшейся следственными делами Бухарина, Рыкова и Ягоды.

В магнитогорском драмтеатре «Очная ставка» шла в четырех актах с прологом, в афише «Магнитогорского рабочего» она была заявлена как пьеса «о шпионской и диверсионной работе фашистских разведок». Консультантом постановки выступил прокурор города И. П. Сорокин.

Рецензия журналиста Валентина Сержантова на первую премьеру драмтеатра была опубликована в «Магнитогорском рабочем» 16 октября. «На смену старому шпиону Келлеру, уходящему на отдых, гестапо направляет самого лучшего, самого надежного шпиона Макса Вальтера, – пишет Сержантов. – В Советский Союз он отправляется под именем Ивана Ивановича Иванова. При помощи троцкистской группы шпион Макс Вальтер устраивается работать на одном из военных авиационных заводов. Он крадет чертежи важнейшего военного самолета, убивает свою сообщницу Пшеницыну, доводит до самоубийства честного инженера Кочина. Следователю Ларцеву при помощи рядовых советских граждан удается напасть на след шпиона». Затем во время очной ставки со свидетелями враг был изобличен и сознался в преступлениях.

«Театр им. А. С. Пушкина дал магнитогорскому зрителю интересный, политически серьезный и нужный спектакль», – уверял автор, ведь в пьесе были разоблачены методы и приемы иностранных разведок.  

Валентин Сержантов отметил работы актеров В. К. Толкачева (Келлер), В. Г. Панаева (Ларцев) – ему удалось избежать штампов и воплотить образ живого, общительного человека, «любящего жизнь, работу, борьбу», И. М. Кузнецова (портной Гуревич), А. И. Прилыгиной (Рената Шульц), художника театра П. П. Томиловского. Образ Макса Вальтера, по мнению Сержантова, не совсем удался артисту Гвоздикову. Портреты актеров, воплотивших образы спектакля, создал художник «МР» Геннадий Шибанов.

В 1939 году на Мосфильме вышла экранизация пьесы – шпионский детектив под названием «Ошибка инженера Кочина».

Дальнейшие успехи труппы магнитогорского драмтеатра не заставили себя ждать. Уже в 1939 году творческий коллектив вызвал на социалистическое соревнование Челябинский областной драматический театр имени Цвиллинга. «Каково! Театр еще не оперившийся бросает свой вызов театру-мастеру. На это поистине нужна вера в свои силы», – читаем в «МР» от 20 октября.

Уже 16 марта 1940 года сбылась мечта многих магнитогорских театралов: состоялась первая постановка по Шекспиру – спектакль «Ромео и Джульетта». Впервые на великого автора замахнулся театр вне областной столицы, да еще и молодой.

«С исключительным успехом идет «Ромео и Джульетта», за 12 спектаклей его посмотрели 10660 зрителей», – писал «МР» 4 апреля.        

      

Exit mobile version