Неизвестный и известный мир иудейского народа, его культура, праздники, традиции, люди глазами трех магнитогорских авторов – художника Владимира НЕКРАСОВА, графика Татьяны ЛИХАЧЕВОЙ и керамиста Валерия ХОРХОЛЮКА представлены на выставке в Магнитогорской картинной галерее.
Каждый художник шел своим путем, разрабатывая эту тему, самостоятельно выбирая сюжеты, персонажей своих работ, изучал Библию и Тору, сказки и легенды, жизнеописания знаменитых политиков, деятелей науки и культуры, искал данные, обращаясь к множеству источников. Работали индивидуально, не видя творений своих соратников, но в итоге благодаря экспозиционному пространству создался этот яркий и необычный триумвират.
Инициатором столь необычной экспозиции стал Валерий Хорхолюк, который над этой темой работает уже 7 лет. Все авторы давно дружат между собой, и потому эта тема, как волна, зацепила всех, отмечает куратор выставки, научный сотрудник выставочно-просветительского отдела МКГ Ульяна ПУСТОШИНСКАЯ.
Здесь представлено 322 работы, из них 27 живописных полотен Владимира Некрасова, 36 графических листов Татьяны Лихачевой, все остальное – богатейшая россыпь керамики Валерия Хорхолюка. Все работы из частных коллекций, большинство из них никогда не выставлялось, поэтому эта экспозиция – уникальная возможность увидеть в одном месте такое богатство сюжетов и образов.
– Это работы на очень сложную, глубокую, многогранную тему, – отмечает Валерий Хорхолюк. – Конечно, мы не смогли охватить и десятую часть того, что существует в ней. Это мир известный многим, но для нас он был неизвестным, и мы открыли его для себя. Очень много художников еще с эпохи Возрождения обращались к истории и мифологии еврейского народа. Здесь же так неожиданно случилось, что сразу три художника, которые работают в разных видах изобразительного искусства, создавали произведения на эту тему. Интересно, что многие сюжеты в наших работах перекликаются, и можно сравнить, как тот или иной образ может выглядеть в разных видах изобразительного искусства.
Действительно, зрители могут устроить себе квест – найти один и тот же сюжет, например, «Сусанна и старцы» и посмотреть, как по-разному его увидели и раскрыли все трое.
О времени и о себе
Работы известного в Магнитогорске писателя и художника-постмодерниста Владимира Некрасова отличает хорошо узнаваемый авторский стиль – энергичный, откровенный, провокационный, бунтарский, ломающий живописные каноны. Он смотрит на тысячелетние мифы с прищуром XXI века, и классические сюжеты в его работах становятся на удивление современными, острыми, на грани фола. Впрочем, на то она и классика – ведь, как говорил Сергей Довлатов, «человеческий мозг со времен Аристотеля не изменился».
– Его мысли и рассуждения в творческих мучениях обретают художественную форму и красками, угловато и без особого изыска, без соблюдения каких-то живописных канонов, с неудержимой энергией ложатся на холсты. Он пишет совершенно откровенно и о самом сокровенном. Именно в простоте суждений и выводов заключается творческая позиция автора. Художник не стремится усладить взор искушенного зрителя н также не стремится найти единомышленников и вызвать их на разговор. Он самодостаточен и сам себе интересен, как одно из божьих творений, – отмечает главный хранитель картинной галереи Марина АБРАМОВА.
Примечательно, что многие персонажи работ художника отчетливо напоминают автопортреты – как отражение размышлений на тему вечных истин, поисков себя в жизненной мудрости ветхозаветных притч.
– В основе Библии лежит Тора, а все библейские сюжеты – это еврейские истории, – говорит Владимир Некрасов. – К Библии я обращаюсь постоянно, это часть культурного наследия человечества, бесконечный колодец человеческих взаимоотношений и различных ситуаций. Эти истории задевают меня: взаимоотношения мужчины и женщины, поведение человека перед лицом опасности, Добро и Зло, предательство, братоубийство… Я, конечно, осмысливаю это по-своему, в живописном виде. Только одна из работ здесь очень старая – 1987 года, остальные написаны за последние 2-3 года. Вот, к примеру, «Каин и Авель» – он не просто злодей, он убийца своего брата, и когда он увидел его труп, он все осознал и проникся, что преступление совершил – это мое прочтение.
Художника волнуют не только ветхозаветные и евангельские притчи, но и трагические истории ХХ века: «Холокост. Комбинат смерти», «Гетто» – бесчеловечные преступления фашизма.
Работы Владимира Некрасова – это всегда огромный формат, смелые ракурсы, неожиданные позы и состояния обнаженных тел, пластическая и чувственная экспрессия, необычные прочтения сюжетов и динамичные, нестандартные цветовые решения, дающие возможность по-новому прочесть то, что известно давным-давно.
Еврейский лубок
Язык Татьяны Лихачевой максимально приближен к лубочному стилю. Появился он еще в середине 2010-х, когда Татьяна стала одним из авторов иллюстраций к уникальной книге по истории родного города «Быль и небыль о Магнитке в народном лубке». Ее работы в этом стиле любители искусства неоднократно могли увидеть на крупных городских выставках, стали они основой и «веселых картинок» на еврейскую тему.
Оружие Татьяны Лихачевой – акварельные карандаши с огромным богатством цветов и тонированная бумага, а также уникальная, авторская интонация. Из под ее карандашей образно и подробно выходят и жизнеописания персонажей Ветхого завета – Моисея, Юдифь, Сусанны, праматерей еврейского народа, такие исторические события, как взятие крепости Масада или восстание Бар-Кохбы. Можно долго и пристально, как виммельбухи, или комиксы с богатством символов и различных сюжетных линий рассматривать жизнеописания в картинках известных личностей – от Януша Корчака до Стивена Сигала, иллюстрации к народным сказкам, наполненные живым юмором описания праздников.
Работы с одной стороны по-детски непосредственны и полны оптимизма, с другой – в них огромная глубина погружения в материал (такая, что осознаешь, как малы твои собственные познания и возникает жажда восполнить их как можно скорее), легкость импровизации, и, несомненно, большое мастерство. Как и одесские евреи, сама Татьяна остра на язык, легка на шутки и розыгрыши – такова и ее графика. Она может легко и доступно говорить о простом и важном, и даже о страшном.
– Очень непростые темы судов над еврейскими врачами или массового террора она умудряется в своих работах поднести так, что их может понять, воспринять и не отвергнуть даже ребенок, – отмечает куратор выставки. – Она вдохновляет углубиться в историю, почитать сказки, Ветхий завет, с которого все и начиналось.
При этом Марина Абрамова особенно акцентирует внимание на том, что Татьяна Лихачева намеренно не касается самых страшных моментов истории, связанных с фашизмом и геноцидом еврейского народа – форма лубка была бы здесь кощунственной.
Глина греет душу
Валерий Хохолюк – известнейший керамист один из основателей этого искусства в Магнитогорске, чьи работы есть в музейных и частных коллекциях многих стран мира. В керамике Валерия Борисовича – фигурках, окаринах, сюжетных композициях – целый сонм исторических персоналий – лауреаты нобелевской премии, музыканты, писатели, артисты, политики. Каждый образ пусть и немного шаржирован, но безусловно, узнаваем. Есть возможность познакомиться с ранее неизвестными тебе людьми – к примеру, вот Цемах Шаббад, врач начала ХХ века, ставший прообразом Айболита.
В экспозиции мы видим и декоративные панно со стихами известных поэтов и портретами их авторов, и целые многофигурные композиции, такие как «Черта оседлости», «Стена», «Памяти жертв Холокоста», «9-ое ава». Вдохновляет автора тема шахмат – на выставке представлены сразу три композиции: два набора шахматных фигур – посвященный иудейским войнам и «Противостояние» – о деятелях еврейской истории и культуры и противостоящим им «сильным мира сего», а также композиция «Жизнь – игра». За каждой темой – целый сонм историй, и зачастую – трагических. Но есть вещи, к которым автор проходит с добродушной улыбкой – персонажи мифологии, животные, ангелы со скрипками и дудочками в характерных котелках, веселые участники праздников.
– У Валерия Борисовича уже давно сложившийся язык в малой пластике, он очень узнаваемый, характерный. Несмотря на сложную, серьезную тему, они все равно очень добрые. Его глина греет душу, и зачастую важнее не что изображено, а – как. Его руками созданы действительно потрясающие вещи, – рассказывает Ульяна Пустошинская.
Примечательно, что в отличие от живописи и графики, на этикетках к малой пластике нет дат создания работ – эта коллекция керамики создавалась на протяжении 7 лет, и погруженность в тему была настолько плотной, что даже сам автор не сможет указать точные даты создания той или иной фигурки.
– Когда есть заказчик, проще работается, – говорит сам автор. – Потому что когда ходишь по городу, увидишь что-то случайно – появляется тема, и ты делаешь, но это ведь достаточно редкое явление, это ведь всегда спонтанно, неожиданно. А когда есть заказчик, который задает канву, появляются идеи. К примеру, «Черта оседлости» – как ее изобразить? Так появилась эта клетка – в керамике я нашел такую форму. Или вот ангел смерти Малхамовес – симпатичная женщина, мягкая, которая словно говорит: «Не надо бояться, все там будете…»
– Эту выставку надо пропустить через себя, поговорить с авторами через их работы, пообщаться с художниками на их языке, и через их художественное слово прочувствовать свою глубину, – считает Ульяна Пустошинская. – Когда начинаешь смотреть, задумываться, себя переворачивать, оказывается, как многого ты не знал или что ты гораздо лучше, чем ты о себе думал.
К выставке был составлен прекрасный каталог, дизайнером которого стала Татьяна Лихачева, и 35 экземпляров его были отправлены в библиотеки города, где с ними могут ознакомиться все желающие. Однако рекомендую вам не отказывать себе в удовольствии и посетить экспозицию, окунуться в историю и культуру древнего народа, увидеть все это воочию, потому что ни одна фотография не может передать этой красоты. Работа выставки продлится до 27 ноября.