Опасный поворот. В чрезвычайной ситуации эксперты рекомендуют сохранять спокойствие

Как действовать в случае совершения аварии: кому звонить, что делать?

В почте редакции «МР» в последнее время часто появляются вопросы читателей о порядке действия в случае дорожной аварии.

К примеру, Алексей Т. рассказывает, как однажды вечером проезжал на автомобиле по двору. В узком месте задел припаркованную машину, оказалось, поцарапал бампер. Остановил авто, осмотрел повреждения, стал искать хозяина пострадавшей машины. Безрезультатно в течение часа опрашивал людей, потом написал записку и положил ее под «дворники». С тех пор прошло уже две недели, никто так и не позвонил. Мужчина задается вопросами: правильно ли он все сделал, вдруг его разыскивают полицейские, как лицо, скрывшееся с места совершения столкновения?

Еще одно письмо пришло от Полины, начинающего водителя. Девушка за рулем всего шесть месяцев, опасается стать виновницей дорожного происшествия и одновременно с этим спрашивает, как правильно себя вести при аварии, какие действия должен совершить водитель, куда звонить − маме или в ГАИ?

С помощью советов экспертов мы постараемся ответить на самые распространенные вопросы автолюбителей.

БОЛЬШЕ ДВУХ НЕ СОБИРАТЬСЯ

Авария с двумя участниками. Если вы попали в подобное ДТП, желательно сразу же остановиться. Место столкновения – наиболее важный фактор, влияющий на определение виновника происшествия. Место фиксируется на схеме ДТП, которую участники аварии должны подписать.

Первое, что вы должны сделать − сообщить о происшествии в дежурную часть ГИБДД. Затем обозначить положение своего авто аварийными знаками. В ожидании инспекторов подготовьте полис ОСАГО, заполните «Извещение о ДТП». Лучше, если вы заполните одну половину бланка, а второй участник столкновения − другую. Наличие или отсутствие полиса КАСКО не касается сотрудников ГИБДД, поэтому на эту тему с ними не говорите. Более того, информация о полисе КАСКО может повлиять на предварительное решение о виновности, что совершенно не нужно ни вам, ни вашей страховой компании.

Никогда не соглашайтесь на обоюдную вину, даже если предпосылки к этому есть – любое соглашение о виновности должно заключаться с участием представителей страховых компаний, и если их нет рядом, то и обсуждать нечего.

Снимите на видео или фото положение машин относительно проезжей части, повреждения обеих машин. Все фиксируйте как можно более подробно. Попросите адрес и телефоны другого участника ДТП, поинтересуйтесь, кто является собственником его машины. Попросите сфотографировать документы.

После приезда сотрудников ГИБДД участвуйте в замерах расстояний и контролируйте, чтобы все видимые повреждения вашего транспортного средства были вписаны в справку об участии в ДТП, а про невидимые была сделана запись такого содержания: возможны скрытые повреждения. Не соглашайтесь на внесение в протокол данных фиктивных понятых, попросите сотрудника ГАИ найти реальных людей. Если они были свидетели ДТП, попросите вписать в протокол, а сами укажите их в своих объяснениях.

После оформления дорожного происшествия дальнейшие действия зависят от того, кого признали виновным в ДТП.

ВИНОВАТА ЛИ Я?

Если инспектор признал вас виновной стороной в столкновении, необходимо позвонить в свою страховую компанию и зарегистрировать страховой случай, сообщив при этом максимум известной вам информации о ДТП. Затем позвоните второму участнику аварии и узнайте, когда он намерен провести акт осмотра поврежденного транспортного средства − ТС. По закону вы обязаны возместить ущерб потерпевшему, но в силу того, что ваша гражданская ответственность застрахована, это, скорее всего, сделает ваша страховая компания в пределах оговоренных законодательством сумм. Если ущерб будет больший, то в порядке гражданского судопроизводства разницу взыщут с виновной стороны. Поэтому важно участвовать в осмотрах и экспертизах, чтобы иметь хотя бы минимальную возможность контролировать процесс.

КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА

Если вы не виноваты в произошедшем ДТП, то являетесь стороной потерпевшей. Тогда предъявляйте требование о возмещении вреда, причиненного имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность виновника (прямое возмещение убытков), если в результате ДТП вред причинен только имуществу (отсутствует вред жизни или здоровью) и столкновение произошло с участием двух автомобилей (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

При других обстоятельствах потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

Отдельно стоит сказать о рутинных разбирательствах: копируйте все документы, которые сдаете в страховую компанию и просите на копиях ставить отметки о принятии документа. Имейте в виду, что так называемая «экспертиза» имеет две составляющие – акт осмотра и калькуляцию. Акт осмотра фиксирует повреждения ТС, калькуляция содержит предположение о том, за какие деньги эти повреждения можно устранить. Исходя из того, что калькуляция – это предполагаемые расходы на ремонт, она может содержать объективные и субъективные ошибки, поэтому не удивляйтесь, что «мало насчитали». Получайте деньги по калькуляции и ремонтируйте автомобиль. Если сумма ремонта окажется больше, вы имеете право на доплату. Не следует делать никаких дополнительных калькуляций, если вы реально отремонтировали свой автомобиль и имеете на руках заказ-наряд, акт приемки работ и кассовые чеки. Предъявлять виновному или его страховой компании вы должны именно их.

При выполнении ремонта ТС не забывайте о скрытых дефектах, поскольку, если они будут, необходимо вызывать на дополнительный акт осмотра представителя страховой компании и виновника. Если ваша машина застрахована по полису КАСКО, то, независимо от того, виновны вы в нарушении ПДД или нет, следует известить о страховом случае свою страховую компанию и начать процесс урегулирования по КАСКО. Если вы этого делать не хотите, вам нужно написать заявление в свою страховую компанию об отказе от урегулирования по КАСКО, поставить отметку о приеме и это заявление приложить к документам по урегулированию по ОСАГО в страховой компании виновного.

НИЧЕГО НЕТ ТАЙНОГО…

Вы не рассчитали габариты, задели припаркованное авто… Первое, что следует сделать, − заглушить двигатель, выставить аварийный знак. Если вы не хотите остаться без водительского удостоверения за скрытие с места дорожно-транспортного происшествия или быть арестованным на 15 суток, сохраняйте хладнокровие.

Оставленная визитка с номером телефона, к сожалению, не является гарантией того, что пострадавший в ДТП водитель не вызовет сотрудников ГИБДД. Поэтому не пытайтесь избежать вызова сотрудников инспекции в случае отсутствия второго участника столкновения. Не рекомендуют эксперты скрываться с места аварии еще и потому, что большинство парковок и стоянок оборудуются видеокамерами, которые помогут найти нарушителя.

Самое правильное, что вы сможете сделать в данном случае, это сообщить в Госавтоинспекцию о дорожном происшествии и действовать в соответствии с полученными там инструкциями. Они будут состоять в том, что вам следует находиться на месте ДТП, ожидая сотрудников полиции.

Exit mobile version