Верность клятве Гиппократа

Уверенность в себе, психологическая стабильность, высокая работоспособность – эти личные качества присущи одному из опытнейших нейрохирургов Южного Урала Николаю Федоровичу Терешину.

Как «на заре туманной юности» выбирается профессия? И можно ли в одно лето оказаться студентом сразу трех вузов? В те далекие шестидесятые годы поступить одновременно в три престижных учебных заведения было, мягко скажем, проблематично.
Это было время поиска высоких идеалов, время романтиков во всех областях человеческой деятельности. Привлекали физика, математика, за знание этих предметов любимая 56-я школа могла гордиться своим учеником Колей Терешиным. На выпускных экзаменах, приравненных к вступительным, присутствовали представители педагогического института – они придирчиво отбирали себе студентов. Николай, сдавший экзамены на пятерки, сразу мог быть зачисленным в вуз. Но быть педагогом не входило в его планы. Взяв документы, он устремился в Томск учиться на физика-ядерщика. Сдал практически на отлично все экзамены. Можно было собираться на картошку – тогда студенты первый семестр каждого курса начинали на подшефных колхозных полях. Изучая город, где предстояло жить долгие пять лет, Терешин забрел на пристань реки Томь. Глядя на плавные воды сибирской реки, Николай взгрустнул. Вспомнились родной Урал, город, из которого недавно уехал, семья, друзья-приятели. Может быть, и прошла бы эта минутная слабость, но тоску усилил проходящий по реке теплоход «Магнитогорск». Терешин поддался внутреннему голосу, взял документы, справку об экзаменах. И на поезд.
В горном уже были вывешены списки зачисленных на первый курс. Николай вместе с одноклассником направился к заведующему кафедрой горно-металлургического института Медведеву. Тот, внимательно изучив документы, решил: «Рискну взять на первый курс. Но почему-то я уверен, что ты сбежишь и от меня».
Николай стал студентом группы АПП-63-2. Красиво звучит – автоматизация промышленных процессов. Но эта самая современная автоматизация металлургических процессов не увлекла парня. Почему-то вдруг заинтересовала медицина. Окончил первый курс МГМИ и, взяв аттестат, поехал в Челябинск. И в который раз уже сдавал экзамены. На сей раз на специальность «Лечебное дело».
– Студенческие годы – самые чудесные, – вспоминает Николай Федорович. – Это и строительные отряды, оперативные комсомольские отряды, за что имею грамоту от Виктора Поляничко. Это и прыжки с парашютом. Старшекурсником приглашен был в составе курирующего врача всех стройотрядов южной зоны. Там подружился с Виктором Устюжаниным, Борисом Будановым, Диляуром Девятовым. С тех пор они мои друзья.
В 1971 году молодой хирург Терешин поступил работать в четвертую горбольницу Магнитогорска. Учился помогать людям с тяжелыми травмами и заболеваниями, требующими срочного хирургического вмешательства. Его учителями были главный хирург четвертой больницы Алексей Иванович Карнаух, заведующая травматологией Зинаида Ивановна Юферева, бывший военврач, хирург Вадим Вениаминович Мочалин…
Два года спустя в медико-санитарной части металлургического комбината открылось новое нейрохирургическое отделение. У его истоков стоял известный хирург Станислав Николаевич Кудрин, волею случая присутствовавший на двух операциях Николая Федоровича в качестве консультанта. Понравилась Кудрину работа молодого хирурга. Так Терешин стал нейрохирургом в МСЧ. Конечно, пришлось многому учиться. Работа сложная в плане диагностики, оперативной техники, искусства хирургии. Головной мозг – сложнейший организм, достаточно на «йоту» ошибиться, и человек перестанет говорить. Нужно тонко знать топику головного мозга, точно определять пределы допустимой операции.
– Наше отделение было известно среди ведущих нейрохирургов страны, – рассказывает Николай Федорович. – Мы выезжали для повышения квалификации в клиники крупнейших городов, и к нам, в Магнитогорск, на выездные циклы по обмену опытом прибывали лучшие специалисты из Ленинграда, Москвы, Свердловска, Новокузнецка. Конечно, тогда наше отделение хотя и было самое передовое, но обследование мы вели кустарным способом. Сейчас диагностика высокая, в нашем распоряжении томография, эндоскопия, микроскопы… Руководитель службы доктор медицинских наук, заслуженный врач России Леонид Давыдович Сак создал прекрасный коллектив, но нам сейчас не хватает притока молодых специалистов. Прошли те времена, когда к нам ежегодно приходили по три молодых специалиста. Сейчас, чтобы поступить в наше отделение, нужно после института пройти двухгодичную ординатуру в одной из российских столиц. А это «удовольствие» платное…
Я очень благодарен судьбе, что после долгих юношеских исканий остановился на профессии врача. Путь пройден нелегкий, но я сумел сохранить верность клятве Гиппократа. У меня восемь внучат. Это мое богатство. Андрей – музыкант, играет на аккордеоне. Таня – художник, учится в художественной школе, Женя – авиамоделист, я в свое время занимал второе место по этому виду спорта. Маргарита – лингвист, изучает английский и немецкий языки. Аня – химик-лаборант на горно-обогатительном производстве металлургического комбината. Из четырех детей только одна пошла по отцовской профессии. Валентина Просветова – врач-педиатр, работает в доме ребенка. Кто скажет, что у меня плохое наследство?
21 мая Николаю Федоровичу Терешину исполняется 65 лет. Из них сорок лет отдано любимому делу. В канун своего юбилея, принимая поздравления, он ответно благодарит коллег, товарищей, пациентов за участие в его судьбе.

Exit mobile version