Артефакты в краеведческий музей Магнитогорска передали ветераны-афганцы. Среди новых объектов – фрагмент кабины легендарного «летающего танка».
Самым привлекающим внимание экспонатом в разделе Великой Отечественной войны городского краеведческого музея является ступица легендарного «летающего танка» – самолета ИЛ-2.
Все детали в самолете важны, а ступица – одна из «ведущих». Это часть пропеллера, на ней устанавливаются лопасти.
С ноября прошлого года этот артефакт надолго задерживает внимание молодых экскурсантов. Имеем мы его благодаря поисковикам из Томска, которые нашли на поле боя и самолет, и останки нашего земляка летчика Михаила Дылдина. Магнитка помнит, как проходило торжественное захоронение героического экипажа, а родственники обрели место памяти воинов. В наш музей передали ступицу и найденную там же головную часть бомбы.
Корреспондент «Магнитогорского рабочего» Андрей РЫЖКОВ писал об этом событии 3 ноября 2021 года в материале «Не вернулись из боя». Вот что рассказал в день захоронения нашего земляка командир поискового отряда «Память» из города Стрежевой Томской области Марата САНАЕВ:
– В 2019 году в ходе поисковых работ рядом с городом воинской доблести Жиздра, мы подняли несколько самолетов военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Армии. И одним из самолетов был ИЛ-2, легендарный штурмовик. О судьбе этого самолета нам поведал случайно встреченный местный лесник, дед которого был свидетелем необычного боя. По рассказу очевидца, штурмовик, зажатый четырьмя немецкими истребителями, вел неравный бой. Отражая нападение, летчик Михаил Петрович Дылдин и воздушный стрелок Василий Иванович Степанов, маневрируя, вели по врагу огонь из бортового вооружения, но силы были неравными, штурмовик загорелся и начал падать. Местные жители, которые наблюдали за боем, ждали, когда же горящий падающий самолет покинут два парашютиста. Но этого не произошло. Как я понимаю, экипаж принял решение не покидать боевую машину над территорией врага. Не желая попадать в плен, они до последнего остались верны присяге и направили свой самолет на немецкие позиции. Бомбовый запас, истраченный только наполовину, остался на борту самолета, был мощный взрыв… Долго мы искали место падения этого самолета, потому что поля превратились в леса, и все же нам удалось обнаружить эпицентр падения. На глубине 4,5 метра была найдена ступица мотора, на которой сохранился номер. После долгих поисков в Центральном архиве Министерства обороны выяснилось, что потеря принадлежала 566 штурмовому авиаполку 224 штурмовой авиадивизии Первой воздушной армии Западного фронта.
Сегодня мы дополнили подиум со ступицей некоторыми деталями самолета Михаила Дылдина. В нашей экспозиции теперь есть замок, крепящий авиабомбу к самолету, фрагмент кабины, тормозная колодка и деталь спасательной парашютной системы.
Эти артефакты передал музею ветеран Афганской войны, заместитель председателя МГОО ветеранов Афганистана Ильдар ГАБДРАХМАНОВ. Наших афганцев и томских поисковиков объединяет боевое прошлое и память о погибших во всех войнах, что и формирует, по большому счету, мужское братство. Мы благодарны нашим афганцам за содействие и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Заслуживает глубочайшего уважения их работа по сбору гуманитарной помощи и доставке ее на Донбасс. Для них важна память не только о далеком военном прошлом, но и сегодняшнее содействие нашей Победе.