Магнитогорский драматический театр имени Пушкина
«Чистое хулиганство»
Юбилейный 85-й сезон открылся в драмтеатре имени Пушкина долгожданной премьерой комедии «Тартюф» по пьесе Жана Батиста Мольера, над постановкой которой работала московский режиссер Екатерина ПОЛОВЦЕВА.
– Комедийность у Мольера – особый, мне кажется, жанр, его без горечи невозможно воспринимать, это человек, который умел смеяться даже над тем, о чем и говорить страшно, – высказывала свое мнение об авторе, жившем около четырехсот лет назад, автор спектакля. – Это, скорее, беспощадный срез самого себя, своих пороков, чувств, отчаяния или несбывшихся надежд. Пока мы работали над пьесой, смотрели различные версии этого спектакля. Но такой версии, как у нас, еще не было. Мы на этой территории смогли сделать что-то новенькое. Надеюсь, что будет и смешно, и грустно, и страшно, и захватывающе любопытно… Собственно, как можно Мольера без хулиганства воспринимать? Это же чистое хулиганство! А в постановке будет много хулиганства, если говорить с визуальной точки зрения, да и не только с визуальной.
Кроме того, как отметила режиссер:
– Чтобы сделать «Тартюфа», нужен, как минимум, Тартюф, но он не везде есть, не в каждой труппе. В магнитогорской труппе он материализовался в виде Ивана Погорелова, поэтому постановка оказалась возможной. Мне хотелось почувствовать Тартюфа и понять его, наделить человеческими свойствами – теми, которые, может быть, сегодня были бы у героя. Персонаж очень живым вышел, не хрестоматийным.
Иван Погорелов еще в годы учебы мечтал о роли Тартюфа и показывал педагогу сценку. Правда, педагог не оценила попытку и посоветовала больше не вспоминать об этой комедии… Напомним, актер сыграл роли главных героев и в премьерах прошедшего сезона – спектаклях «Лавр» и «Старосветские помещики», которые в нынешнем году выдвинуты на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска».
Вся наша жизнь… – подиум!
Эффектный, полный символов визуальный ряд «Тартюфа» – декорации и роскошные костюмы, созданные главным художником магнитогорского драмтеатра Алексеем ВОТЯКОВЫМ, стали, пожалуй, одним из главных действующих лиц спектакля. Впервые в истории нашего театра продолжением сцены стал светящийся подиум, по которому дефилировали персонажи. Он стал одним из символов сегодняшней «жизни напоказ», когда вся жизненная дорога порой становится «подиумом» для показа достижений, и любая персона, владеющая смартфоном и техникой съемки селфи и ведения трансляции, имеет возможность стать публичной. В это демонстративное существование вовлечены даже дети.
Спектакль стал, как и задумано у Мольера, дерзкой сатирой на современное общество – но не только на общество, современное автору комедии, но и на общество, современное создателям спектакля и зрителям. По подиуму дефилируют «гламурные персонажи», в том числе мужчины в платьях, кружевах и кокошниках – таков уж тренд западных модных показов. Герои спектакля снимают все происходящее на камеры смартфонов, которые стали ныне «окном в мир», изображения передаются на большие экраны на сцене.
Спектакль и начинается с дефиле на подиуме – своеобразной символической «увертюры» под композицию Eurythmics «Sweet dreams», ставшую лейтмотивом «Тартюфа», – в этом действе заключено «краткое содержание» спектакля.
Отсылает магнитогорского «Тартюфа» к современности и пластический рисунок, хореография, над которыми вместе с актерами великолепно поработала режиссер по пластике Мария ГРЕЙФ, и вокальные номера, созданные в русле современных музыкальных направлений под руководством Антона МАСЛЕННИКОВА.
В спектакле сохранен классический текст первоисточника, но тесные пробелы «между строк» создатели спектакля смогли наполнить массой мизансцен, остроумных сценических шуток и кратких, но емких реплик, порой придающих совершенно новое звучание и открывающих новые смыслы в старинной комедии. И довольно тяжеловесный текст заиграл яркими красками, что увлекло зрителя происходящим на сцене. Усилили авторы и психологическую составляющую материала.
А самым захватывающим моментом спектакля стал трагический выстрел, прозвучавший в финале, когда зрителю окончательно стало понятно: по факту «Тартюф» – вовсе не комедия при всех его бесподобных сценических хулиганствах, в которых с удовольствием поучаствовали замечательные актеры драмтеатра. И, что самое страшное, в финале зло не повержено: персонажи лишь поменялись местами относительно «увертюры». Среди них трудно отыскать хоть кого-нибудь, безусловно стоящего на стороне добра, ведь и четко определенных нравственных ориентиров в этом мире уже, увы, не найти. Финал спектакля заставляет задуматься и о том, как мало за внешней ширмой благополучия осталось в нас по-настоящему человеческого.
Планов громадье
Премьера «Тартюфа» – лишь первое из множества громких событий предстоящего сезона. Восьмого октября, в день, когда в 1937 году в Магнитогорске открылся первый театральный сезон, в драмтеатре состоится День истории театра. Актеры проведут экскурсии по его зданию, выставкам и галереям и расскажут об учреждении. Зрители увидят интервью с режиссерами и актерами, кадры документальной хроники, зададут интересующие их вопросы.
В январе 2023 года пройдет областная театральная конференция «Условия и барьеры развития современного театра в России в период пандемии. Будущее театральной индустрии, поиск новых форм работы», спикером которой, возможно, выступит режиссер и актер Сергей ПУСКЕПАЛИС. По окончании конференции будут подведены итоги пятого областного фестиваля детских новогодних спектаклей «Морозко-2023», участие в котором примут театральные критики, руководители театров области, представители областного министерства культуры и администрации Магнитогорска.
В феврале-марте 2023 года в Магнитогорской картинной галерее запланирована выставка «Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина: история города – история театра». А во Всемирный день театра, 27 марта, состоится юбилейный вечер в драмтеатре. В апреле должен состояться первый открытый городского театральный фестиваль-конкурс детских театральных коллективов «Юный лицедей Магнитки». Накануне годовщины Великой Победы драмтеатр выступит организатором городского театрализованного фестиваля «Поют актеры о войне».
Ожидаются и замечательные премьеры – для юных зрителей подготовят новогоднюю сказку, в первом квартале состоятся первые показы спектакля «Человек и джентльмен» по произведению Эдуардо де Филиппо, а завершающим впечатлением юбилейного сезона станет мистический квест «Пиковая дама».
Магнитогорский театр оперы и балета
Оперный интернационал
Не менее насыщенным будет сезон и в Магнитогорском театре оперы и балета, о планах которого рассказал директор учреждения Илья КОЖЕВНИКОВ. Илья Сергеевич положительно оценил итоги сезона ушедшего, который запомнится нам целой чередой незабываемых событий: премьерами мюзикла Кима БРЕЙТБУРГА «Парижские тайны», балета «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига, детского спектакля «Барон Мюнхгаузен», несколькими концертами симфонического оркестра театра, в том числе стартом совместного проекта с Магнитогорской государственной академической хоровой капеллой имени Эйдинова, а также премьерой музыкального спектакля «Горячие сердца». Эта постановка, посвященная истории строительства Магнитки, появилась в репертуаре благодаря средствам гранта главы города «Вдохновение», создавалась буквально «с нуля» и была приурочена к 90-летию Магнитогорского металлургического комбината.
– Получилась неформальная история, которая очень трогает зрителей. Жители Магнитогорска не всегда могут признаться в своей любви к городу, а этот спектакль «вытаскивает» эмоции наружу, – говорит Илья Кожевников, высоко оценивая потенциал «Горячих сердец».
Об успешности прошедшего сезона убедительно говорят и цифры: отмечен значительный рост посещаемости театра, и большим подспорьем здесь стала всероссийская программа «Пушкинская карта», по которой продана примерно пятая часть всех билетов в опере. Если с сентября по декабрь 2021 года зафиксирована покупка 950 билетов по программе (на сумму около 600000 рублей), то за период с января по август 2022 года это уже 4100 билетов (на сумму почти 2,5 млн рублей). Театр оперы – лидер среди учреждений культуры города по реализации «Пушкинской карты». Все его спектакли прошли модерацию и участвуют в программе.
В прошедшем году театр активно гастролировал. Мюзикл «Дубровский» показали в Трехгорном (опять помогла Пушкинская карта) и других городах Челябинской области. Шесть выездов состоялось благодаря губернаторской программе «Театрально-концертный зал», продолжается работа с Башкортостаном, где недавно в строй введен отреставрированный после пожара зал Сибайской филармонии – один из лучших в республике по оснащению. Туда также повезут «Дубровского», а в продолжение сотрудничества – и гостей магнитогорских музыкальных фестивалей.
В прошедшем сезоне из-за переноса состоялось сразу два фестиваля «Вива опера». И если XV фестиваль в Год культурного наследия России был посвящен русской музыке, то идея грядущего XVI фестиваля охватывает пространства дружественных России стран, в первую очередь, стран бывшего СССР. Многие исполнители там обладают потрясающей певческой школой, отмечает Илья Кожевников. На фестиваль ждут гостей из Казахстана, Беларуси и других стран, возможно, удастся пригласить певцов из ДНР и ЛНР: всем известно, например, о талантливой труппе Донецкого оперного театра. В данном случае на поле «Вива опера» стоит задача сформировать единое культурное пространство со странами, с которыми нас многое сближает. Фестиваль обещает получиться интересным, а его международный статус вновь будет сохранен.
Уже 1 октября, в Международный день музыки, состоится концерт симфонического оркестра театра с новой программой музыки великих русских композиторов XIX-XX веков: Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Игоря Стравинского, а также классика отечественной и мировой музыки XXI века Родиона Щедрина. Программу подготовил дирижер Кирилл КОЧЕТКОВ.
Большим событием декабря станет фестиваль «Оперетта, браво!», на сей раз он обещает стать еще более мультижанровым и угодить поклонникам оперетты, мюзикла и джаза. Зрителей порадуют гала-концерт номеров из оперетт и мюзиклов, концерт известного исполнителя Дмитрия ЯНКОВСКОГО – классического певца, участника «Большой оперы», работающего также в жанре кроссовера, также близки к окончанию переговоры о приглашении на фестиваль джазового квинтета. В его составе будут трубач Виталий ГОЛОВНЕВ, наш соотечественник, ныне живущий в Нью-Йорке, и участники проекта «Большой джаз» телеканала «Культура», студенты Российской академии музыки имени Гнесиных.
«Кармен»: третье пришествие
Большой премьерой нынешнего оперного сезона должна стать новая постановка главного мирового хита Жоржа Бизе – ее ожидают в конце ноября. Для Магнитогорска «Кармен» – опера знаковая, с нее когда-то начинался наш театр, тогда, 27 лет назад, ее ставил Виктор ШРАЙМАН, примерно два десятилетия назад постановка пережила «апгрейд», и с тех пор в ней ничего не менялось, тогда как в общемировой практике спектакли переживают перепостановку каждые 5-6 лет. Разумеется, «Кармен» устарела и давно нуждалась в «перерождении».
Воплотить новую версию оперного хита пригласили московского режиссера, уже известную магнитогорцам по «Парижским тайнам» Аллу ЧЕПИНОГА, очень вдумчиво работающую над мельчайшими деталями. Глобальной задачей постановки «Кармен» стала необходимость уйти от оперных штампов и сделать спектакль драматургически максимально достоверным.
– Это будет абсолютно новый спектакль, будут открыты купюры, опера предстанет практически в своем полном звучании, в том числе в ней примет участие хор мальчиков, – обещает Илья Кожевников. – Абсолютно новыми будут декорации – их создает известный московский художник-сценограф Виктория ХАРХАЛУП, руководитель курса отделения сценического костюма Школы-студии МХАТ. В целом спектакль должен показать, насколько вырос за эти годы профессиональный уровень театра.
В опере уже продумали новогоднюю постановку – из массы материала современных композиторов выбрали мюзикл Егора ШАШИНА «Золотая антилопа». Постановочные средства выделила администрация Магнитогорска – благодаря этому заинтересованному участию в спектакле будут роскошные декорации, которые помогут превратить сказку в большое шоу.
Также во второй половине театрального сезона состоится постановка мюзикла – над отбором материала активно работают, также появится новый балет, над которым будет работать режиссер «Пера Гюнта» Виктория САЙКИНА.
«Кадры решают все»
В межсезонье художественное руководство театра оперы активно занималось отбором новых солистов. Обновление труппы, необходимо, в том числе, для успешной постановки музыкальных спектаклей для молодежной аудитории, где требуются артисты определенной специализации. Поэтому кастинг проходил в двух категориях: актер музыкального театра и исполнитель классического оперного репертуара.
Информацию о кастинге солистов в магнитогорский театр разместили на многих интернет-ресурсах, и предложение превзошло все ожидания. Только директор и дирижеры прослушали более 150 видеозаписей с выступлениями – разумеется, это те резюме, которые прошли отбор на предыдущем этапе. Пятнадцать солистов были приглашены на очное прослушивание, из них в труппу театра отобрали четверых. Это классический баритон Павел ГРИШИН из Краснодара, выпускник столичной академии имени Гнесиных, меццо-сопрано потрясающего тембра Ольга ГУСЕВА – студентка старшего курса Нижегородской консерватории, сопрано из Санкт-Петербурга Татьяна ЛЕТАВИНА, имеющая амплуа артистки музыкального театра – очень артистичная, подвижная, а также сопрано Ирина ШАБАЛОВА из Москвы. Возможно, скоро мы увидим дебют этой солистки в партии Виолетты из «Травиаты». Новые солисты помогут укрепить труппу театра и расширить ее возможности.
В театре оперы и балета появился и главный балетмейстер – на эту должность руководством приглашена опытная танцовщица Юлия ЛОГИНОВА, пользующаяся большим уважением в родном коллективе и отлично знающая специфику магнитогорского театра. Юлия Станиславовна работала над хореографией «Горячих сердец», которая получила положительные отзывы профессионалов, сейчас занята постановкой «Кармен».