Деньги или любовь? Театр «Буратино» представил премьерный спектакль

Новый театральный сезон магнитогорский театр «Буратино» открыл премьерой спектакля «Не все коту масленица». Зрителей приглашают на современную комедию. Подробности – на «МР-инфо».

Деньги или любовь? Ответ на этот вопрос предстоит найти магнитогорским театралам вместе с актерами театра «Буратино», где состоялась премьера спектакля «Не все коту масленица».

С известным режиссером из Томска, Заслуженным деятелем искусств РФ Натальей КОРЛЯКОВОЙ магнитогорский зритель уже знаком по спектаклям «Блэз» и «Балаган». И вот теперь Александр Островский, неизменно любимый Натальей Григорьевной и, как сама она утверждает, неизменно актуальный, несмотря на то что в 2023 году со дня рождения драматурга исполнится 200 лет.

– Я в первый раз стала ставить Островского лет 15 назад. Когда я прочитала пьесу «Последняя жертва», то поняла, что там такие страсти нешуточные кипят, и я сказала: «Это же просто Шекспир!», а потом уже у критиков увидела это определение – «русский Шекспир», – рассказывает она. – После этого были «Без вины виноватые», и дальше так получалось, что я Островского долгие годы не ставила. И вот теперь я вернулась. Перечитав «Не все коту масленица», я поняла, что это суперсовременный драматург.

В советское время Островский был немного забыт, потому что все эти банки, банкноты, кредиты, векселя были не близки и не понятны для людей той эпохи, однако в нынешние, рыночные времена эта тема вновь приобрела неимоверную актуальность. Но главный вопрос, который поднимает драматург в написанной 150 лет назад пьесе, и который не теряет актуальности и в наши дни: что важнее – остаться человеком с совестью или стать богатым, обведя всех вокруг пальца? Может ли человек богатый купить все, на что упал его глаз? Измерима ли в деньгах цена любви и человеческого достоинства?

Спектакль получился очень актуальным и современным. И не только потому, что он про власть денег и про хозяев мира, уверенных, что каждый из них – царь и бог, что все можно купить, вопрос только в цене, что все им обязаны поклониться, если не за так, то за деньги – непременно, что все воруют, а кто не ворует, тот дурак, что «кому вы нужны, чтоб для вас законы писать? Уж больно много вы о себе думать стали!». Но и потому, что дает ответ на вопрос: даже у слабых сих – похожего на гайдаевского Шурика Ипполита (Кирилл БОРОВИНСКИЙ), отлично помнящей, какова бесправная бабская доля в доме самодура-мужа, бедной вдовы Дарьи Федосеевны (Ирина БАРАНОВСКАЯ), юненькой, всей в чувствах Агнии (Ольга КУГАЙ), есть возможность сохранить достоинство и сказать «Нет». И все богатство и власть хозяев мира сего упрется в это «нет» и сломается: «Не все коту масленица – бывает и Великий пост».

– Наверное, кто-то скажет, что это очень похоже на сказку, но мне кажется, все-таки есть люди, которые ради любви могут отказаться от наживы и денег, – говорит режиссер. – Мне очень хочется верить, что такие люди остались, а если таких людей нет, то я все равно буду про это ставить, потому что мне очень хочется верить, что не все можно купить, что есть какие-то моменты в жизни, которые нам гораздо дороже денег.

Спектакль пополнит копилку комедий «Буратино», однако, как признается сама Наталья Корлякова, для нее важно, чтобы в комедии прежде всего была какая-то глубокая мысль автора – иначе нет смысла ставить пьесу.

– Да, здесь зритель отдохнет, посмеется, порадуется вместе с героями их победе, но вместе с этим здесь есть философская история, над которой можно поразмышлять. Кто пессимист, тот выйдет со спектакля и скажет: «Нет. Так не бывает», а люди, верующие в то, что правда на земле есть, и чувства иногда могут быть важнее всего остального, скажут: «Да, наверное, так бывает», – улыбается режиссер.

Работа артистов над спектаклем по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица» началась в июне. Наталья Корлякова приезжала в Магнитку, чтобы принимать участие в репетициях, а затем вернулась уже в августе, незадолго до премьеры, чтобы навести последние штрихи. Как признается Наталья Георгиевна, было непросто понять тон постановки. Пришлось переставить некоторые картины пьесы, по-новому ее обжить, и когда актеры внедрились в ситуацию, погрузились в тему, поняли, чего от них хочет режиссер, тогда и пошла нормальная работа, говорит она сама.

Вместе с главным художником постановки Любовью ПЕТРОВОЙ, которую с режиссером объединяют долгие годы сотрудничества, сделали большой акцент на сценографии. Сразу привлекают кулисы в виде денег различных стран, а даже с минимальным набором антуража – стол да табуретки – артисты без труда создают целый мир, полный страстей, а некоторые особо страшные идеи удалось и визуализировать. Особенно впечатляет аллегорический сон Дарьи Федосеевны, где банкоматы перемалывают людей – слишком частая ситуация, как 150 лет назад, так и сейчас, когда люди бедные берут от безысходности кредиты, не понимая, как будут их отдавать, и попадают в кабалу.

Осовременили и купца Ахова – в исполнении Сергея МЕЛЕДИНА чувствуется мощная перекличка с другим мелединским «вершителем судеб» – Емельяном Пугачевым в «Капитанской дочке». Если в первой части он – типичный хрестоматийный русский купец в поддевке, с бородищей, картузом, то во второй, когда Ахов собрался жениться, он перевоплощается в современного дельца – гладко выбритый, в костюме, при галстуке и золотом жилете на мощном животе, однако внутренне остается все тот же «хозяин-барин», самодур эпохи домостроя, уверенный, что деньги решают все проблемы, вопрос только в количестве.

– Мне хорошо работается с магнитогорским театром, я делаю уже третью постановку с ним, – говорит режиссер. – Сейчас театр переживает некое обновление – появились молодые актеры, какие-то спектакли уходят в небытие, возникают новые, к тому же сейчас все в ожидании ремонта, после которого артисты хотят, чтобы и свет появился современный, и зал был другой, и технологии новые театральные, в том числе – светодиодный экран, который мощно дополняет декорации. Для детского театра такие технологии необходимы, ведь ребенок «слушает глазами», ему нужна картинка. Прекрасно, что здесь есть такие талантливые актеры, которые ставят спектакли – Ирина Барановская, Сергей Меледин, однако «Буратино», на мой взгляд, н хватает главного режиссера или художественного руководителя, который бы поставил весь театр на нужные репертуарные рельсы со спектаклями для детей, подростков, взрослых. Вообще это театр-дом, театр-коммуна, который живет единой семьей, таких мало уже в России. «Буратино» был выдающимся театром при Викторе Шраймане, и они держат эту марку.

Посмотреть спектакль пришли юные артисты школы аниматоров «Карлсон» детско-юношеского центра «Максимум». С «Буратино» ребята и их руководитель Наталья ШИЛЕНКО познакомились на конкурсе «Театр нашего детства», где «Карлсон» занял 1 место, а потом, к удивлению юных актеров, к ним пришел сам директор театра Сергей СМИРНОВ и пригласил показать свой спектакль на настоящей большой сцене. Так началась их большая дружба.

Наталья Владимировна просит своих воспитанников смотреть спектакль с точки зрения профессионалов: как строятся мизансцены, как работает массовка.

– Для детей это очень важно, потому что они теорию знают, а сейчас все это смотрят на практике. Они видят идеи других режиссеров, понимают, как это все претворяется в жизнь, все осознают на новом, более глубоком уровне, варятся в этой атмосфере, – отмечает руководитель школы.

Понравился спектакль и самим ребятам.

– Каждый просмотренный мною спектакль в театре, безусловно, влияет на мое будущее, – улыбается Маргарита ШЕВЯКОВА. – С каждой просмотренной работой режиссера хочется больше в это погрузиться. Актеры в этом спектакле просто великолепно играют, кажется, будто мы и вправду смотрим не спектакль, а исторический фильм, будто все так и было.

Желаю всем разделить это замечательное чувство. Увидеть вновь «Не все коту масленица» на сцене «Буратино» можно будет 10 сентября.

Exit mobile version