Артур и пластилиновое счастье. Особенный подросток из Магнитогорска создает необычные картины в стиле пластилиновой живописи

С виду Артур АЛДЕЕВ обычный 14-летний подросток: худощавый паренек с большими черными глазами и глубоким задумчивым взглядом. Сразу ничто не выдает особенности одаренного мальчика. Но он смотрит на мир через призму своей уникальности. Мама Артура Гульнар не сразу поняла, что ее сын живет в определенной реальности, не всегда понятной даже самым близким. Диагноз «аутизм» Артуру поставили в семь лет. Но это лишь медицинский термин, который нисколько не мешает ему развиваться в очень интересном и довольно редком творческом направлении – пластилиновой живописи.

Юный художник проникся любовью к этому пластичному материалу совсем крохой. Уже в два года, еще не умея говорить, мальчик умело вылепливал фигурки военных и их оружие, при этом с точностью передавая самые мельчайше детали. Малыш часами просиживал с пластилином в руках. На столе у крохи появлялись армии разных стран и эпох, в детском воображении рождались горячие баталии между войсками. Со временем наивное детское увлечение Артура переросло в любимое дело, положившее начало большому творческому пути.

Истории из пластилина

Рождение картины – это процесс всегда очень интимный, не для чужих глаз. Но все же Артур согласился приоткрыть завесу тайны и разрешил посмотреть, как он работает над очередным творением. Мы встретились с ним и его мамой Гульнар КАДЫРОВОЙ в центральной библиотеке имени Бориса Ручьева. 

На стол Артур выкладывает кучу стеков разнообразной формы для работы с пластилином. Достает набросок будущей картины. Это иллюстрация к известному советскому мультфильму «Умка». Истории про любознательного белого медвежонка очень тронули мальчика. И он придумал ему новое приключение – Умка отправился с огромной коробкой мороженого в гости к дружным пингвинам.

– Сначала хотел сделать пингвинов грустными, но потом решил, что все же они будут веселыми, – по ходу поясняет Артур настроение своего будущего произведения.

На картонном основании карандашом уже обозначены основные детали, готов и большой снежный склон, на котором стоит сам Умка. Начало – есть, но работы впереди еще много. Все пространство картины должно быть заполнено пластилином. Артур без лишних разговоров принимается за дело. Чтобы не отвлекать его от любимого занятия и не спугнуть музу, осторожно вполголоса интересуюсь у его мамы Гульнар о первых работах сына.

– Поначалу, когда Артур был еще совсем маленьким, он лепил в основном армии и военные действия. Ближе к семи годам он попал в реабилитационный центр для детей с ОВЗ к прекрасному педагогу Наталье ЕРЕМЕНКО. И они очень сильно сдружились. У сына это были самые любимые занятия, он их с радостью посещал. Там и появились первые его работы в технике пластилиновой живописи. Первая картина была «Зоопарк»… Или как она называлась, Артур?

– «Кукольный театр» вообще-то, – поправляет мальчик маму, ни на секунду не отрываясь от работы.

– Это были плоские фигуры, но намного более объемные, чем он делает сейчас. И всю плоскость картины покрывали яркие сюжеты и образы животных, – описывает первое творение сына Гульнар.

– Сколько Артур трудился над этой картиной?

– Один день, – опережает маму Артур, не поднимая глаз от своего творения.

– Нет, я не думаю, – задумывается Гульнар. – Если не ошибаюсь, за восемь занятий они с педагогом выполнили эту картину. Она участвовала в конкурсе, так и пошло. Затем была работа «Питер Пен». Мы уже начали выбирать разные сюжеты. Были просто объемные работы, например «Сивка Бурка» по мотивам сказки «Конек Горбунок». Артур изобразил рынок, показал бурную торговлю, хорошо передал характеры персонажей и динамику происходящего. Там торгуют женщины «в теле», продают баранки, мясо. Рядом кто-то тянет быка. Очень интересно, можно сказать, с юмором изображен сюжет.

Гульнар поясняет, что сын не подсматривает иллюстрации в книгах. Он лишь вдохновляется прочитанным, его увлекает сама история. И уже на основе впечатлений рождаются образы к новым произведениям. Много картин Артура созданы по мотивам мультфильмов и сказок: «Маша и медведь», «Питер Пен», «Карлсон», «Книга джунглей», «Смешарики». Кстати, приключения неутомимого зайца Кроша и остальных забавных смешариков Артур очень любит. Начинающему художнику даже посчастливилось познакомиться с одним из создателей популярного мультфильма Игорем ШЕВЧУКОМ во время поездки в Санкт-Петербург. Теперь у Артура есть автограф известного автора.

– Какая у Артура любимая картина? – интересуюсь у Гульнар, чтобы не отрывать мастера от работы.

– Любимая, конечно, «Тунец на глубине». Подводный мир – это еще одно из увлечений сына. Он много читает, изучает животных. Постоянно листает энциклопедии, смотрит телепередачи и знает названия практических всех жителей водного мира и суши.

– Мама, готово! – неожиданно объявляет Артур, обращая ее внимание, что на картине появился очередной забавный пингвиненок.

Гульнар, с нежностью глядя на сына, одобрительно кивает, и Артур берется за очередной элемент. Его тонкие пальцы быстро и ловко формируют из мелких частичек пластилина новую деталь.

– Еще я делал работу, которую мама назвала «Счастье», – добавляет юный художник.

– Да, это очень красивая картина, в необычной технике. Завуч школы №20 Асель МУРЗАБАЕВА познакомившись с творчеством Артура, попросила его сделать для нее картину, как он представляет себе счастье, – объясняет историю возникновения произведения мама.

– И я сделал… – констатирует автор.

– И как же выглядит счастье, Артур? – интересуюсь я.

Мальчик отрывает взгляд от своей картины и задумывается над вопросом. Но его руки при этом продолжают формировать новую деталь, как бы живут отдельной жизнью.

– Долго думал, как сделать счастье. Потом сделал фламинго и еще кое-что добавил, – говорит Артур.

– На картине два фламинго, цвет сложно передать словами. Около месяца ушло на создание. Потому что картина действительно очень сложно исполнена, создана из разных мелких деталей и техник, – поясняет мама.  

– Что самое сложное в лепке? – пытаюсь узнать секрет художника.

– Мне ничего не сложно. Моя сестра не может мелкие элементы делать. А я могу, – пожимает плечами герой.

– Мама, готово! – вновь объявляет он.

Мы видим, что на картине уже появилось несколько пингвинов и ящик с мороженым. Оглядывая элементы, начинающий художник понимает, что не хватает маленьких снежинок. Но они настолько мелкие, что вылепить их руками не получится. Артур тут же находит возможность и стеком превращает пластилиновые точки в острые снежинки.

Мама всегда первый зритель и ценитель. Ее мнение важно для Артура. Но Гульнар лишь направляет сына, не касаясь творческой мысли. Развивает его кругозор, устраивает культурные выезды, покупает интересные книги. Может помочь с названием будущей картины, объяснить какие-то сложности, но идея и исполнение остается за Артуром. 

У мальчика уже больше 20 работ и две персональные выставки. Не за горами и третья, говорит мама Гульнар:

– Первая выставка у нас называлась «Мой волшебный взгляд на мир», она проходила в художественной школе, которую посещал Артур. Вторая была в фойе школы №20. Над третьей пока думаем. Может быть, ее назовем «Мои заметки в Петербурге»?

– Давай, – тут же соглашается с названием мальчик.

Картины в пластилиновой живописи все же требуют к себе трепетного отношения. Под воздействием солнца или влажности они могут деформироваться. Одну картину Артура уже пришлось разобрать, как бы жалко не было, она потеряла свою изначальную красоту. Поэтому Артур понемногу осваивает работу с глиной, с которой у художника по началу не заладились отношения.

– С глиной работать сложнее?

– Мне ничего не сложно. Но я сначала не любил глину!

– Глина имеет такую структуру, что пачкает руки. Это вызывает неприятные ощущения. И из-за своей особенности Артур не хотел использовать ее. Когда ему было семь лет, мы пытались посещать студию, он там лепил оленя. Педагог показывала определенную технику, а Артур делал совершенно по-своему. В итоге нам сказали, что его нечему учить, у него свой взгляд, своя особенная техника и не нужно ее ломать. После 12 лет другой педагог Мария КОСТЫРЕВА все же смогла его направить в сторону глины. Он терпит, вытирает руки. У него уже есть ряд работ из глины.

– Каждый день занимается творчеством?

– Солдатиков по-прежнему лепит каждый день. Некоторые прямо мельчайшие, при этом совершенно детально проработанные, – говорит Гульнар.

– Я просто так их делаю, чтобы пальцы потренировать, – мимоходом поясняет Артур.

– Ты уже задумывался о своей будущей профессии? – интересуюсь у увлеченного работой художника.

– Да, – кивает он, – хочу стать художником, а когда выучусь, буду учить детей, как делать картины. Мама хочет, чтобы я стал великим художником. Хочет отправить меня в университет.

Гульнар поясняет, что в Санкт-Петербурге есть такое пространство «Нормальное место», объединяющее инклюзивные творческие мастерские и благотворительные организации:

– Очень здорово, что существуют такие проекты, позволяющие людям с ментальными особенностями развиваться в разных направлениях, а также получать трудоустройство.

Гульнар уже сейчас старается развивать коммуникативные навыки сына, предлагая ему поделиться своим умением с другими ребятами. Артур самостоятельно провел несколько мастер-классов, где показывал, как можно при помощи пластилина создавать интересные поделки и картины.

– Ты понимаешь, что ты талантливый? – задаю Артуру довольно странный вопрос.

– Конечно, – смеется он. – Давно понял, а мама только недавно узнала.

– Трудно быть талантливым?

– Мне не трудно, конечно!

Гульнар, улыбаясь, добавляет, что в планах на этот год познакомить Артура с акварельной живописью. Эта техника мальчику пока не знакома, он рисует гуашью, делает наброски карандашами. Попробовать свои силы в таком изящном стиле изобразительного искусства как акварель мальчику поможет член союза художников, замечательный педагог Николай ЧЕБАН.

– Такие у нас планы, – улыбается Гульнар. – Только вперед.

– И ни шагу назад! – резонно добавляет Артур.

Спустя несколько дней он закончил свою картину. Все пингвины выстроились в ряд за сладким мороженым, появились невероятной красоты северное сияние и необычные снежные скалы. Это творение войдет уже в новую выставку Артура.

Всё получится!

Мама Артура Гульнар Кадырова – учитель первого в Магнитогорске ресурсного класса в школе №20. Педагог по образованию специализацию свою выбрала именно после рождения сына. Она признается, что, как и любой другой маме, ей очень сложно было принять поставленный Артуру диагноз – «расстройство аутистического спектра». На это потребовалось пару лет, говорит она:

– В семь лет его еще речь была совершенно невнятная, только отдельные слова. Артур еще не мог строить предложения, так как у него не было собственной речи. Он повторял отдельные фразы, которые порой были услышаны и заучены из рекламы или мультфильмов. На вопросы отвечал зеркально, то есть повторял заданный собеседником вопрос.

Значимое влияние на развитие речи Артура оказал его первый учитель и школьная среда. Благодаря  постоянной искренней поддержке педагога и его индивидуальному подходу, ученик смог раскрыть и развить свои возможности. Так, у Артура начала формироваться самостоятельная речь, появились друзья.  Ученик продолжил развивать свои навыки и таланты: благодаря идеальному слуху, Артур получил образование в музыкальной школе по классу «вокал», посещает спортивные секции, добивается хороших результатов в плавании. Теперь он хочет освоить боевые искусства.

– Мне кажется, у Артура очень хорошие предпосылки, чтобы в будущем жить самостоятельной жизнью. По крайней мере, мы выбрали такой курс для того, чтобы сделать его максимально самостоятельным. На протяжении прошлого учебного года он сам ездил в школу и возвращался обратно, посещал художественную музыкальную школу. Несмотря на то, что мы живём на улице Завенягина, а школа находится на площади Носова, Артур не нуждался в моём сопровождении. Он может сделать покупки, очень тщательно подходит к записи того, что нужно купить, где нужно купить, то есть он очень исполнительный, ответственный в этом отношении. Конечно же, как и любая мама, я желаю свою сыну жить счастливо:  создать собственную семью, в будущем, и жить полноценно, как и каждый молодой человек – его современник. Я верю, что Артур продвинется к своей мечте, станет педагогом художником, как он говорит, скульптором.

Exit mobile version