С начала года каждый десятый россиянин пострадал от действий телефонных мошенников. Такие данные получил ВЦИОМ в результате опроса. Также респонденты поделились, как можно распознать обман.
Телефонное мошенничество – бич нашего времени. Нередко на уловки аферистов попадаются жители Магнитогорска. Сообщения об этом мелькают в сводках новостей ежедневно.
Всероссийский центр изучения общественного мнения посвятил этой теме отдельный опрос. Результаты опубликованы на сайте ВЦИОМ.
Так, за последние полгода 83% россиян сталкивались с телефонным мошенничеством. При этом мужчинам мошенники звонят чаще. 87% среди тех, кто столкнулся с телефонными аферистами – это представители сильного пола. Среди женщин таких 79%.
Если брать возрастную группу, то опрос показал, что чаще с телефонными мошенниками сталкиваются 18-24-летние и 35-44-летние. Это 89-90% из всех респондентов.
90% из тех, кому звонили телефонные мошенники – это люди с высшим образованием. Также преимущественно преступники звонят жителям крупных городов.
Каждый десятый из опрошенных признался, что пострадал от действий злоумышленников. Но в целом, большинство респондентов сообщили, что не понесли ущерба. Участники опроса рассказали, как им удалось распознать мошенника.
Так, 35% россиян пользуются специальными телефонными программами и приложениями, которые фильтруют спам, маркируют звонки как нежелательные, определяют незнакомые входящие номера. В основном такие приложения популярны у молодежи, людей с высшим образованием, жителей мегаполисов.
В то же время, выяснилось, что программы не всегда защищают от звонка злоумышленника.
«Несмотря на то, что специальное программное обеспечение позволяет маркировать входящие звонки, россияне, использующие такие приложения, сталкиваются с телефонным мошенничеством чаще — 99%, в группе не устанавливающих такие программы показатель составил 77%. Имеющие специальное ПО также на 9 п.п. чаще говорят, что им удавалось разоблачать телефонных мошенников (58% vs. 49%). Возможно, именно ПО позволяет им определить мошенников», – поделились результатами опроса исследователи.
Половина опрошенных рассказали, что смогли вычислить мошенника в ходе телефонного разговора. Треть россиян убеждены, что если им позвонит аферист и захочет обмануть, то они легко разоблачат его.
А вот 12% думают, что не смогли бы определить сами, что им звонит преступник – преимущественно это пожилые люди, и люди со средним образованием, жители поселков, любители просмотра ТВ. Из этого исследователи делают вывод, что на информационную грамотность в данном вопросе в большей степени влияют возраст, образование, медиапотребление и урбанизированность.
23% россиян, разоблачивших телефонных аферистов, сказали, что их насторожили интонация, лексика и голос звонящего. Еще 17% догадались, что их хотят обмануть после того, как телефонный собеседник попросил продиктовать данные банковской карты или назвать пин-код.
10% насторожило, когда собеседник начал рассказывать о несуществующих банковских операциях, задавал странные вопросы, просил предоставить паспортные данные и другую конфиденциальную информацию.
Еще 8% устроили проверку и догадались, что дело неладно, когда дозвонившийся до них не смог ответить на вопросы или отвечал неправильно.
Респонденты, которые пока не сталкивались с телефонными мошенниками, предположили, что смогли бы распознать их по просьбам предоставить данные банковской карты, историям про списание средств, обилию вопросов, попыткам выведать дополнительную информацию и персональные данные. Подозрение также вызвали бы те, кто представляется сотрудниками службы безопасности банка, или говорит, что близкие попали в беду и т.п.
«Полученные данные свидетельствуют о том, что типичные мошеннические схемы хорошо известны россиянам и большинство наших сограждан могут распознать телефонного мошенника», – подытожили исследователи ВЦИОМ.