Безнадзорные дети воина и рабочего. В 1944 году в «Магнитогорском рабочем» появился прообраз монумента «Тыл и Фронт»

А до Победы был еще целый год…

В 1944 году в Магнитогорске проходила большая художественная выставка «Сталинская Магнитка – фронту». Первого мая «МР» знакомил горожан с одним из ее экспонатов. «Скульптор тов. Костецкий принял деятельное участие в подготовке выставки, − гласила подпись к фото. – На снимке – скульптура рабочего и воина Красной Армии с гвардейскими знаменами у обелиска с телеграммой товарища Сталина магнитогорцам». Название выставки и герои скульптурной композиции Костецкого напоминают нам об идее монумента «Тыл и Фронт», который появится в Магнитогорске только 35 лет спустя.

А 4 мая «МР» представил горожанам распоряжение №56 исполкома городского Совета депутатов «О правилах поведения детей в общественных местах и на улицах Магнитогорска». Оно косвенно указывало на назревшую в годы войны проблему безнадзорности детей. Большинство родителей либо сражались на фронте, либо ковали победу на производстве. Документ предлагал директорам зрелищных предприятий – кино, театра, цирка прекратить индивидуальную продажу билетов детям и подросткам до 15 лет за исключением воскресений, праздников и дней школьных каникул. В дни учебных занятий дети могли появляться в подобных учреждениях только в виде организованных групп и в сопровождении педагогов и пионервожатых. На детских билетах должен был стоять соответствующий штамп, ребят не должны были пропускать на взрослые постановки, а все детские постановки предписывали заканчивать не позднее 20 часов.

Детям и подросткам младше 15 лет запретили появляться на улицах позднее 22 часов без сопровождения взрослых, торговать спичками и папиросами, ездить на подножках трамвая и на буферах, а также «на коньках и тележках по улицам, площадям и тротуарам города, посещать пивные, рестораны, биллиардные, танцовальные павильоны, буфеты и кафе, в которых производится торговля спиртными напитками».

Управляющие и коменданты домов и общежитий должны были наблюдать за поведением детей во дворах, в остальных местах за ними предлагалось присматривать «взрослому населению и общественности». Наконец, милиция должна была привлекать к уголовной ответственности всех, кто толкал детей на нарушения общественного порядка и понуждал «к торговле и совершению др. преступлений». За нарушение детьми правил поведения на родителей и лиц, их заменяющих, налагался штраф до двухсот рублей или наказание в виде принудительных работ сроком на месяц.

Седьмого мая в «МР» было опубликовано сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков под названием «Истребление гитлеровцами советских людей путем заражения сыпным тифом».

«Преднамеренное распространение эпидемии сыпного тифа среди мирного советского населения, заключенного германскими властями в концентрационные лагери у переднего края обороны, подтверждается данными судебно-медицинской экспертизы»,

− сообщала газета. Такие действия являлись «грубейшим нарушением законов и обычаев ведения войны, признанных цивилизованными народами».

Фотохроника ТАСС рассказывала о том, как содержались в немецком лагере в городе Славуте советские военнопленные. «Двести граммов суррогатного хлеба и котелок баланды – вот каким был суточный рацион каждого заключенного в лагере, − гласила подпись под фото. – Много пленных не выдержало жутких условий фашистской каторги. Более 40 процентов всех заключенных умерло от систематической голодовки, туберкулеза, дизентерии, сыпного тифа».

Exit mobile version