ЖКХ – от А до Я. Какие права имеем мы, жильцы домов?

Для успешного управления имуществом следует знать законодательную базу.

Примерно две трети вопросов, которые поступают в редакцию газеты «Магнитогорский рабочий», связаны с пресловутым квартирным вопросом или, говоря иначе, со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Чаще горожане жалуются, причем вполне аргументированно, гораздо реже благодарят. Зачастую негодование не идет дальше пространных разговоров о том, что магнитогорцы требуют наказать всех «ответственных за безответственность». Проявив недовольство, люди успокаиваются, но проблема так и остается нерешенной.

Вот один из типичных примеров. 127 микрорайон Магнитогорска. Внутриквартальная коробка, окруженная жилыми домами, полностью заставлена автомобильным транспортом. Машины − на детской площадке, на тротуарах, газонах. Выезжая, автомобилисты растаскивают на колесах землю по всему двору. Обратившиеся в редакцию жильцы требуют призвать владельцев автотранспорта к ответу. И отчасти они правы, ведь водители нарушают не только городские Правила благоустройства, но и определенные статьи Правил дорожного движения. Но большего эффекта достигнут жильцы домов, если именно от управляющей компании потребуют навести порядок на вверенной территории, согласно договору обслуживания.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Итак, какие права имеем мы, жильцы домов или, по-иному, собственники и наниматели жилых помещений? О том, что обязаны делать управленцы, кто такие ресурсные предприятия, мы расскажем в первом выпуске нашего жилищно-коммунального ликбеза.

Жилищно-коммунальное хозяйство – сложная система, основанная на имущественных отношениях. В нее входят и жильцы, и управляющие организации, и товарищества собственников жилья, и поставщики ресурсов. У каждого из участников взаимоотношений есть как свои права, так и обязанности. Прежде всего, с момента приватизации бывшие наниматели квадратных метров или ответственные квартиросъемщики превратились в собственников, то есть хозяев или владельцев жилья. И если под понятием «собственник» следует подразумевать человека, который имеет правоустанавливающие документы на квартиру, то жильцами являются все, кто зарегистрирован по определенному месту жительства.

Быть собственником помещения – большая ответственность. Владелец при определенных обстоятельствах имеет право сдавать квартиру внаем, продать или подарить, завещать. Однако следует понимать, что распоряжаться своей собственностью владелец может только не нарушая законные интересы и права соседей. Ведь отличительной особенностью многоквартирного дома является то, что в нем сосуществуют два вида имущества: личное (квартиры, офисы) и общее (например, лестничные клетки, лифты, крыши, подвалы). А в коммунальной квартире или, как принято говорить в Магнитогорске, квартире «на соседей» возникает еще один вид – общее имущество в коммунальной квартире (кухня, коридор, санузел).

Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме – лицо, имеющее в собственности жилое или нежилое помещение в таком доме. Собственник помещения – это также хозяин квартиры или, к примеру, салона-парикмахерской на первом этаже многоквартирного дома. Хозяин имеет подтверждающий документ на принадлежащее ему помещение. На сегодняшний день стандартный документ – это свидетельство о праве собственности − «зеленка».

Есть еще один разряд проживающих в многоквартирном жилье – наниматели. Если квадратные метры являются ведомственными или принадлежат муниципалитету, то жильцы в таких квартирах обладают по большей части обязанностями. Такое жилье они не могут сдать, продать, завещать и т.д. У них существует лишь круг определенных обязательств по поддержанию в исправном состоянии переданного им во временное пользование имущества.

В числе участников системы ЖКХ одно из главных мест занимают управленцы или управляющие компании. В нашем случае их принято называть УК, ТСЖ, ЖСК − управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы.

Управляющая компания – это организация, которая на основании договора управления предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, услуги по управлению им, а также предоставляет коммунальные услуги лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме. Работает УК по договору управления, заключенного с собственниками.

Товарищество собственников жилья или жилищно-строительный кооператив – некоммерческие организации, они объединяют собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, осуществления деятельности по его содержанию и ремонту и деятельности, направленной на предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном доме. Целью ТСЖ не является извлечение прибыли, главная его задача − эффективно управлять общим имуществом, заниматься его содержанием и своевременным ремонтом, предоставлением коммунальных услуг. Стать членами ТСЖ могут только собственники жилья.

Ресурсоснабжающая компания – это организация, осуществляющая продажу коммунальных ресурсов, называемые в просторечии ресурсниками специалисты – это поставщики коммунальных ресурсов. И если исполнитель коммунальных услуг – это компания, которая непосредственно поставляет коммунальные услуги в квартиры или иные помещения дома, то до входа в дом это делают ресурсоснабжающие организации − РСО. В нашем случае ресурсоснабжающими организациями являются МП трест «Водоканал», МП трест «Теплофикация», ООО «МЭК», ООО «Новатек». Каждая из этих компаний занимается поставкой воды, тепла, газа, электричества, водоотведением.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ ЖКХ?

Прежде всего функции по контролю за жилищно-коммунальным хозяйством должны осуществлять сами собственники и наниматели. Существующая в нашей стране система контроля за работой организаций в сфере жилищных и коммунальных услуг предусматривает три ступени проверки деятельности исполнителей.

Первая из них объединяет общественные и различные некоммерческие организации. Наиболее понятным и близким для нас является совет дома. Коллегиальный орган собственников – это первая инстанция, в которую следует обращаться с жалобами и предложениями. Кроме того, существуют организации, защищающие права потребителей и осуществляющие общественный контроль. Их задача — разъяснять положения действующего законодательства, выявлять нарушения, давать советы, содействовать в подготовке заявлений в другие организации, обладающие административными полномочиями. В качестве примера можем назвать Общество защиты прав потребителей, Роспотребнадзор.

Вторая ступень – муниципальные службы контроля. Они осуществляют муниципальный контроль подразделения в районных и городских администрациях. Кроме контроля за деятельностью управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, а также рассмотрения жалоб жильцов администрация занимается межеванием земельных участков возле домов, выдачей разрешений о переводе жилого помещения в нежилое, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, заключением и изменением договоров социального найма, выдачей разрешений на вырубку зеленых насаждений и прочим.

На третьей ступени размещены государственный жилищный надзор и лицензионный контроль. Государственный жилищный надзор – это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Лицензионный контроль – это контроль за соответствием деятельности управляющих организаций лицензионным требованиям. С 1 мая 2015 года все управляющие организации обязаны иметь лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Проверить наличие этого документа у вашей управляющей компании просто: зайдите на сайт ГЖИ, в левом столбце нажмите вкладку «Лицензирование», после этого на компьютер скачайте документ, в котором будет перечень всех управляющих компаний, которые допущены к обслуживанию многоквартирных домов. Кстати, в документе также обозначены адреса домов и даты начала и окончания процедуры обслуживания.

СПЕКТР ФУНКЦИЙ

Осуществляет лицензионный контроль и жилищный надзор государственная жилищная инспекция. Именно эта организация занимается контролем за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, водоотведение и другие) установленным требованиям законодательства, осуществляет контроль за проведением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, за соблюдением порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые и обладает еще рядом функций.

Если, как вам кажется, управляющая компания работает спустя рукава, не реагирует на ваши претензии, в вашем подъезде всегда грязно и давно не проводился ремонт, из крана идет едва теплая вода, – жалуйтесь! Во всех сложных случаях, когда проблема не решается, необходимо писать обращение в ГЖИ (желательно коллективное), телефон магнитогорского отдела 31-82-44, адрес: улица Советской Армии, 43.

Exit mobile version