Начать свой разговор захотелось с фразы великого Ивана Крылова после прочтения нескольких комментариев на жалобу о некачественной работе ритуального агента, опубликованной в социальной болталке «Черное & Белое» от 26.06.2022. Процитируем: «В том году маму хоронила, все было хорошо, агент с нами была как с маленькими детьми», – еще одна цитата: «с работой агента сталкивались однажды, очень благодарны, что такая услуга вообще существует. Были растеряны, ошарашены скоропостижной кончиной и просто не понимали, как действовать и куда бежать. В итоге получили мощную поддержку и неоценимую помощь».
Да, все правильно: растеряны… ошарашены… Этим ритуальные агенты и пользуются: горе захватывает человека настолько, что, когда появляется агент и предлагает решить все проблемы с организацией похорон, он кажется “волшебником”- спасителем. Попробуем рассмотреть два альтернативных сценария возможного развития ситуации.
Сценарий первый. В дом пришла беда. И вот в дверях появляется ритуальный агент-“волшебник”. “Волшебники” они такие: их звать не нужно – сами появляются ниоткуда по мановению волшебной палочки, читают мысли клиентов, что без них не справятся, сами все знают, все чувствуют. Они решатели всех проблем: с моргом, с местом на кладбище, с копкой могил, с организацией поминального обеда, с документами в ЗАГСе. Вам нужно только оплатить услуги.
Сценарий второй. В дом пришла беда. Вы набираете номер любой ритуальной компании, сообщаете о случившемся – и с вами начинает работать сотрудник компании, деликатно и профессионально решая ВСЕ те же обозначенные выше проблемы. Все точно ТАК ЖЕ, но с другим чеком.
Тогда в чем разница? Ответ прост: разница в ценнике между первым и вторым сюжетом: по первому сценарию он будет минимум тысяч на десять выше. А как вы хотели? Кто же будет с вами, как “с маленькими детьми”, возиться бесплатно? Поверьте, ритуальный агент – не альтруист! Ему нужно вас утешить, утешить денежкой (и не малой) человека, который слил ему заявку (ведь только в сказках “Хоттабыч” появляется из волшебной лампы), и утешиться самому.
Поэтому становится грустно, когда читаешь комментарий (возвращаемся в болталку ЧБ) следующего содержания: «Не успели нам из больницы сообщить о смерти дедушки, так эта мадам уже мчалась на всех парах к бабушке домой. Это вообще нормально? Откуда она вообще узнала о смерти дедушки?» По уже, к сожалению, сложившейся традиции агенты знают о случившемся раньше, чем сотрудники медицинских учреждений. Порой доктор еще не успевает поставить точку в истории болезни, а агент уже приводит родственников.
Очень не хочется порочить всех медицинских сотрудников и сотрудников различных государственных структур, а также не хочется верить, что коррупция коснулась всех, кому мы доверяем наши жизни, защиту, безопасность, но стоит признать: такие записи на стенах сообщества «Верстова», «Черного & белого» не появляются на ровном месте. Приведем еще одну цитату из ЧБ: «мою тётку агент на 17 000 обманул, когда бабушку хоронили. Разобрались через руководство, он просил не жаловаться, у него дети, их надо кормить». Получается, что ритуальный агент не только “развёл” (извиняемся за сленг, но иначе не скажешь) своего клиента на деньги, но ещё и попросту его обворовал.
К сожалению, ритуальные агенты-“волшебники” не всегда бывают добрыми, чаще они связаны с черной магией. К тому же эти чёрные маги делают клиента соучастником коррупционной схемы. Принимая услуги, навязанные ритуальным агентом, который появился незваным гостем в доме, мы неосознанно поддерживаем коррупцию, становясь звеном в преступной цепи.
Стоит задуматься над словами И. Крылова: да, «льстец всегда отыщет уголок» в нашем сердце. Но прав баснописец, что лесть все-таки «гнусна, вредна» и даже может быть преступной.