Постановка «Горячие сердца» непременно объединит все поколения магнитогорцев любовью и гордостью за родной город – верят все причастные к созданию спектакля. Режиссером-постановщиком выступил заместитель генерального директора – художественного руководителя московского театра «Геликон-опера» Илья ИЛЬИН, наш земляк, воспитанник магнитогорской хоровой школы и продолжатель славной магнитогорской музыкальной династии, пишет сайт “МР-инфо”.
Возвращение к нам носителя «магнитогорского музыкального гена» и его работа над спектаклем, посвященным легендарной Магнитке, символичны, напоминают о времени, когда Магнитка гремела как «город музыки и металла» – в эту славу внесло лепту и певческое братство металлургов. Сегодня Магнитогорск по-прежнему остается городом высокой музыкальной культуры, «триумф музыки и металла» зрители лицезрели и в спектакле театра оперы и балета «Горячие сердца». Премьеру сопровождала выставка музейных экспонатов и фото эпохи строительства Магнитки.
Старые песни о главном
Милое сердцу горожан «магнитогорское ретро» 1930-х годов ожило на сцене благодаря целой обойме из лучших советских хитов. Слушая их, и в наше время невозможно не вдохновиться на свершения, не испытать энтузиазма и не поверить в высокую мечту – столько бодрой созидательной энергии вложили в эти песни замечательные композиторы прошлого.
– Эти авторы писали, с одной стороны, агитационную музыку, казалось бы, рассчитанную на определенное время. Но она звучит даже не в душе, а в наших генах, – говорит Илья Ильин. – Написанные по заказу, эти песни сделаны с такой горячей верой в грядущее счастье, что и сегодня не оставляют нас равнодушными, делают нас счастливыми в тот миг, когда звучат.
Поэтому, а еще и потому, что спектакль этот – о прошлом нашего родного города и его героических первостроителях, он особенно вдохновил и высокопрофессиональную команду постановщиков, и творческий коллектив оперы, и, в конечном итоге, зрителей.
На оптимистичный лад настраивает уже его увертюра, сочиненная совместными усилиями дирижера-постановщика Эдуарда НАМА и аранжировщика «Геликон-оперы» Анатолия ИЛЬИНА, начатая мелодией «Марша энтузиастов» Исаака Дунаевского. Кульминациями героического пафоса музыки великой стройки стали сюита Георгия Свиридова «Время, вперед!» (написанная к одноименному фильму по роману Валентина Катаева о строительстве Магнитки) и его же номер «Здесь будет город-сад!» из «Патетической оратории» на стихи Маяковского, утверждающий нерушимую веру в то, что «город будет», а «саду цвесть». В то же время в музыкальном ряду спектакля равные права получила и лирическая линия, представленная многими любимыми слушателем композициями, среди которых «Сердце в груди бьется, как птица» «Счастье мое…», «Как много девушек хороших», «Сердце, тебе не хочется покоя», «Звать любовь не надо» и другие. Звучат в спектакле и песни о настоящей дружбе – как без нее построить прекрасный город мечты? И русские народные песни тоже – без них не отгулять веселой комсомольской свадьбы. И, конечно же, поют на сцене и в унисон – в зрительном зале песни о Магнитогорске – «Гимн Магнитогорску» Александра Флярковского на стихи Марка Гроссмана и нынешний гимн города «Магнитка» Александры ПАХМУТОВОЙ и Николая ДОБРОНРАВОВА.
Музыкальный материал спектакля прошел через горнило переоркестровки – Эдуард Нам и Анатолий Ильин постарались приблизить звучание симфонического оркестра к классическому оригиналу, сведя к минимуму все эстрадные, роковые или джазовые элементы. Это добавило аутентичности «Горячим сердцам» – голос оркестра временами навевал мысль, что именно так он звучал и на городских танцплощадках 1930-х годов.
События и прототипы
Автором сценария музыкального спектакля выступила известный московский сценарист Марина СКАЛКИНА, работа над сюжетом шла совместно с Ильей Ильиным.
– Изначально было сложно найти линию, – рассказывает Илья Анатольевич. – Не секрет, что строительство Магнитогорска – это не только красные ленты, победы, великие достижения, но и смерти, трагедии, что всегда бывает на больших стройках. Мы сознательно постарались уйти от трагической темы – и не потому, что спектакль делался к празднику. Мы, в первую очередь, хотели обратить внимание зрителя на любовную историю. Главной идеей было показать человеческие судьбы на фоне грандиозных, величайших событий двадцатого века, которые происходили на этой земле. У каждого героя в спектакле есть реальный прототип, зрители могут ознакомиться с этими историями, если посмотрят программку. При этом мы не старались соблюсти хронологию исторических событий или четко вывести исторические личности в спектакле, но ни одно событие в «Горячих сердцах» не придумано, где-то мы просто немножко подфантазировали детали. В этом спектакле у нас получилось достичь «правильной» энергии, я очень надеюсь, что он будет иметь долгую жизнь. Желаю всем магнитогорцам увидеть его.
Главная героиня «Горячих сердец» Ася – уроженка станицы Магнитной, выросшая в сельской тишине на лоне природы. Она ощущает живую связь с окружающей природой, знает каждую травку, понимает язык птиц, чувствует огромную силу горы Магнитной. Ася стала свидетельницей столкновения эпох, которое перевернуло ее сознание. Ведь там, где жила своей тихой жизнью старинная станица, вдруг начинается огромная шумная стройка, наполненная новыми невиданными машинами, механизмами. Познакомившись с новыми людьми и их мечтами, Ася тоже загорелась своей мечтой о танцевальном коллективе, который прославил бы Магнитку на всю страну. Героиня прошла свой путь становления от наивной деревенской девочки к состоявшейся личности, в ее истории отчасти отражена судьба знаменитого хореографа Натальи Карташовой, творческий взлет которой состоялся в Магнитогорске. Похожие истории у многих героев этой стройки, съехавшихся со всей страны к горе Магнитной. И каждый из них словно привнес частичку своей родины в строящийся Магнитогорск.
– Для нас это спектакль про дух времени, пронизывающее чувство оптимизма, взгляд в будущее, желание создать что-то прекрасное несмотря ни на что, – поделилась впечатлениями о работе исполнительница роли Аси солистка оперы Мария МЕНЩИКОВА. – В музее нам рассказывали, как приезжали сюда новые строители, у них в руках была бумага, на которой написано: «барак 12, койка 5». Их выводили в чистое поле и показывали, где через две недели будет стоять эта койка. Насколько нужно было верить в мечту, чтобы в таких условиях трудиться героически! Это спектакль о силе и сплоченности советского народа, который строил великое будущее. Он рождает интерес к истории города и может подвигнуть молодежь глубже ее изучить.
Спектакль как исследование
Впервые, чтобы создать точные образы, авторам и артистам пришлось проделать большую работу по изучению важного исторического отрезка в жизни нашего города. Без подробного знакомства с бытом, реалиями жизни и труда первостроителей невозможно было понять, какой силой, стойкостью, верой в мечту они обладали.
– Я побывала на Магнитогорском металлургическом комбинате, увидела настоящую домну, а в прошлый приезд посетила три магнитогорских музея, – рассказывает художник по костюмам Ника ВЕЛЕГЖАНИНОВА (Санкт-Петербург). – Я почувствовала, с какой теплотой люди рассказывали, как все это строилось, поняла, что Магнитка – наша гордость. Я чувствую себя причастной к очень важному событию, ведь я – человек из советского детства, абсолютно счастливого, и я благодаря родителям знаю, что такое счастливый совместный труд. Самое главное, что в этом спектакле есть – это настоящий огонь гордости за свою землю, за своих предков. К этому спектаклю отношусь как к «открытке» для наших родителей, бабушек и дедушек. Мне кажется, нам всем не хватает возвращения к истокам. Если мы вспомним о том, откуда мы родом, как наши родители и деды верили в светлое завтра, нам всем станет немножко легче, светлее и человечнее.
Люди, с которыми я взаимодействовала в этом театре, – бутафорский, пошивочный цехи – работали с огромным энтузиазмом, вкладывая тепло своих рук в костюмы, которые теперь надели прекрасные артисты. Когда Никита ФЕДОТОВ (исполнитель роли ярославского мужика Федора – весельчака и балагура) выходит на сцену, зал наполняется любовью. Я уверена, что на этот спектакль будут ходить и бабушки, и дедушки, и их дети и внуки.
Костюмы для «Горячих сердец» создавались в колорите старых фотографий. С зарождением симпатии, дружбы, любви между людьми скудная по цвету картинка постепенно приобретала яркие краски, как и жизнь людей. Самой активной в цветовом отношении сценой стал пуск первой домны. Огонь здесь стал символом движения жизни и дела, дающего надежду на светлое будущее, новую жизнь. Поэтому большая роль в постановке была отведена и световому оформлению – свет стал одним из главных «участников» ключевой сцены пуска домны.
– Благодаря обновлению парка светового оборудования театра очень обогатилась световая партитура этого спектакля, появились новые возможности воплощения творческих идей, – отметил художник по свету Денис ЕНЮКОВ (Москва).
Важнейшей составляющей музыкального спектакля «Горячие сердца» стала хореография, над которой работала балетмейстер-постановщик Юлия ЛОГИНОВА.
– Для каждой танцевальной композиции изначально был придуман свой образ, – говорит Юлия. Например, сцена запуска домны – это целый хореографический «гимн» механизму, машине, в образ Аси были внесены хореографические черточки казачки, а тон комсомольской свадьбе первостроителей задала веселая плясовая.
– Эпоха, образ которой мы создаем, прекрасна своим подъемом, когда народ работал не за деньги и не за похлебку, а создавал новое будущее, новую страну, – говорит сценограф «Горячих сердец» Вячеслав ВИДАНОВ (Москва). – Поражает, как люди смогли на пустом месте построить такой комбинат ручным трудом. Когда работаешь над этой темой, все больше любишь людей, которые все это создавали. Наш спектакль должен быть хорошей пропагандой, когда в легкой форме говорят об очень серьезных вещах. Странно, что в Магнитогорске до сих пор не было спектакля, который бы являлся визитной карточкой города.
Большое значение состоявшейся премьеры для творческого роста труппы театра и молодых артистов отметила хормейстер-постановщик «Горячих сердец» главный хормейстер театра оперы и балета Татьяна ПОЖИДАЕВА:
– Для нас это первый опыт, когда спектакль создан «с нуля». Мы привыкли, что есть либретто, партии оркестра, хора, солистов и даже партия балета. Здесь же всего этого не было вообще. Поэтому сказать, что была проведена колоссальная работа – не сказать ничего. Это беспрецедентная работа, в том числе сложной и огромной была работа хора. Сложность ее была в том, что хор, уже не в первом спектакле, и поет, и активно двигается.
У нас и хор, и солисты – ребята достаточно молодые. Это люди, которые не знали счастливого советского детства, счастливых советских песен, наполненных оптимизмом, гордостью за свою страну, патриотизмом. И я рада, что они теперь тоже знают эти песни и два гимна Магнитогорска – Флярковского и Пахмутовой, как узнают их и молодые зрители нашего театра. Это уже третья совместная работа нашего театра с Ильей Анатольевичем Ильиным. Хочу отметить, с какой любовью и уважением он относится к артистам.
В свою очередь режиссер-постановщик «Горячих сердец» искренне поблагодарил всю большую дружную команду, работавшую над музыкальным спектаклем:
– Это большие профессионалы своего дела, фантастические друзья и сотворцы, – говорит Илья Ильин. – Такого количества положительных эмоций я давно не испытывал. Все были абсолютно погружены в материал, поверили в нашу идею, которая изначально казалась немножко авантюрной. Отдельно хочу выразить огромную благодарность главе Магнитогорска Сергею Николаевичу БЕРДНИКОВУ, выделившему грант на постановку этого спектакля.