Немеркнущий огонь. Такие врачи для многих поколений докторов остаются лучшим примером

Строгая к себе, Раиса Фрадкина была строга и к коллегам, которые ее слушали, затаив дыхание, к ней обращались за помощью по любым вопросам. При этом очень любили и любят до сих пор.

Такова бывшая заведующая терапевтическим отделением городской больницы №3 Фрадкина. Сегодня Раиса Ивановна на заслуженном отдыхе, но по-прежнему остается авторитетным врачом: с ней советуются ее постоянные пациенты, коллеги стремятся услышать мнение по поводу очередного сложного случая.

Раиса Ивановна родилась в 1937 году, окончила среднюю школу №16 и Челябинский медицинский институт. Сразу же после окончания института стала преподавать в Магнитогорском медицинском училище. Потом работала участковым терапевтом и заведующей терапевтическим отделением горбольницы №1, а с 1974 по 2000 годы – заведующей первым терапевтическим отделением городской больницы №3. Где бы не училась и не работала Раиса Фрадкина, она всегда стремилась все делать только «на самую высшую оценку». Причем эту оценку должна была поставить себе сама.

О ее требовательности в третьей городской больнице до сих пор ходят легенды. Ученики Фрадкиной говорят, что она читала много профессиональной литературы, постоянно училась и вообще жила медициной. Отдавая всю себя работе, заведующая проводила в больнице по 12 с лишним часов, по вызову могла приехать из дома в любое время суток. Больница была для нее храмом, а она в этом храме – «верховной жрицей».

Сегодня о Раисе Фрадкиной коллеги говорят с придыханием − гениальный клиницист, Шерлок Холмс от медицины. Она обожала разбираться в сложных случаях, находить причины тяжелого состояния больного и испытывала искренне счастье от того, что человек выздоравливал. Хирургическая реанимация привлекала ее, так как туда поступали самые сложные больные.

− Раиса Ивановна настолько хорошо знала и любила медицину, что разбиралась с каждым случаем досконально, обосновывала каждый симптом. Не бывало такого, чтобы Фрадкина назначила лечение просто по показаниям. Она со страстью исследователя раскрывала причины каждого симптома, все тяжелые случаи были для нее очередным поводом раскрыть еще одну медицинскую загадку и чему-то научиться. На всю жизнь я запомнила случай, когда пациенту мы поставили диагноз «опухоль сердца» и тем самым спасли больного. Это был редкий случай диагностики, потому что в то время еще не существовало оборудования для компьютерного исследования,

− вспоминает заместитель главного врача по качеству медицинского обслуживания МУЗ «Городская больница №3» Любовь Бурмистрова.

Своими знаниями Раиса Ивановна стремилась поделиться с учениками, она хотела дать молодым коллегам то, что знала и любила сама, чтобы они стали настоящими докторами, теми, кого называют специалистами с большой буквы, которых бы любили пациенты и уважали коллеги. А поэтому была требовательна не только к себе, но и к врачам, с которыми работала в отделении, и как заведующая «драла с них три шкуры», но при этом оставалась очень человечной.

– К Фрадкиной я попала в 1975 году и сразу же окунулась в атмосферу бесконечного поиска ответов на сложнейшие вопросы, учебы. Разбираясь в состоянии очередного больного, мы штудировали медицинскую литературу, журналы «Терапевтический архив» и «Клиническую медицину», чтобы тщательно обосновать каждый поставленный диагноз и каждое назначенное лечение. Фрадкина считала, что врач, который не читает медицинские журналы, не совершенствуется – это не врач. Мы учились на клинических конференциях, которые проходили на высоком уровне. И это давало свои плоды. Когда в 1977 году, через четыре года после окончания института, я приехала в Новокузнецк на специализацию по кардиоревматологии, я в отличие от других врачей-курсантов могла поставить диагноз системного заболевания и ревматических пороков сердца,

− продолжает Любовь Александровна.

− Раисе Ивановне равных не было как диагносту, она великолепно разбиралась в физиологии и патофизиологии человека, слава о ее профессионализме гремела на весь город, попасть к Фрадкиной стремились многие. Когда я шла в терапевтическое отделение, знала, под чьим руководством придется трудиться. Уже была наслышана о требовательности заведующей и очень ее боялась,

− поддерживает беседу врач-терапевт поликлиники №1 Татьяна Пугачева.

О строгости Фрадкиной вспоминает и заведующая ревматологическим отделением Юлия Березовская:

− Мне тоже довелось работать под началом Раисы Ивановны. Опоздать на работу не разрешалось ни на минуту. И не важно, какие у тебя причины для опоздания, уважительных не было. Отдаваясь полностью медицине, она так же спрашивала и с нас. Но как-то Раиса Ивановна сказала мне: «Деточка, если ты однажды хоть чуть-чуть почувствуешь себя плохо, остановись. Здоровье превыше всего». И после этих слов я увидела перед собой другую Раису Ивановну.

Коллеги рассказывали, что строгость и требовательность никак не сказывались на человеческих качествах заведующей. И когда первый страх перед начальником проходил, подчиненным открывалась иная Фрадкина: душевная, заботливая, веселая, всесторонне образованная, человечная, интеллигентная.

− Все хорошие эпитеты, которые существуют, вы можете применить к этой женщине. Раиса Ивановна – незаурядная личность и замечательный психолог. Она могла взглянуть на человека и проникнуть в самую его суть, быстро понять, что его заботит или в чем ему не хватает знаний. И одним словом, мудрым советом могла попасть в самую точку, направить и поддержать. Редкий дар,

− говорит Любовь Бурмистрова.

Больные обожали высокую голубоглазую и доброжелательную заведующую терапией. Ждали ее обхода, который мог длиться часами, ведь каждый пациент стремился поговорить с врачом и «напитаться» ее энергией. Она могла поддержать любую беседу, настолько была начитана, блистала остроумием. Врачи больницы вспоминают, как Раиса Ивановна учила их правилам этикета, угощала тортами «Пьяная вишня» и «Графские развалины» собственного изготовления и показывала, как правильно сервировать стол. Она была заводилой всех культурных мероприятий в больнице и организатором всех городских КВНов, знала множество стихов и, сама неординарная личность, обожала таких же людей.

Этот разносторонний человек оставил память не только в сердцах людей, но и значительный след в деле здравоохранения Магнитогорска. После ухода Фрадкиной на пенсию с ее помощью в больнице было организовано отделение реанимации и интенсивной терапии, она была ведущим консультантом, и все медицинское сообщество знало, что при тяжелых случаях с пациентом нужно всегда обращаться к ней. Раиса Ивановна воспитала плеяду настоящих врачей, которые сегодня работают в различных медицинских учреждениях города и являются звездами магнитогорской медицины. Она научила их думать и находить ответы. Коллеги Фрадкиной признают, что вместе с ней «на пенсию» ушла большая эпоха. Раиса Ивановна – один из столпов, на которых была построена вся система городского здравоохранения. Та старая, но надежная система, когда лечили не болезнь, а больного, когда при диагностике использовались не стандарты, как сейчас, а настоящее клиническое мышление, позволяющее действительно лечить человека, а не поддерживать его жизнедеятельность. Для многих Раиса Фрадкина была и остается примером настоящего Врача, такого, каким и должен быть человек этой профессии. В третьей городской больнице считают, что во Фрадкиной горит тот огонь, который согревает и вдохновляет других людей, огонь, который подвигает человека на добрые дела и делает его поистине красивым. Именно о таком огне говорил в своем стихотворении Николай Заболоцкий: «Что есть красота, и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?».

2 апреля Раиса Ивановна Фрадкина отметила круглую дату. С любовью и признанием коллеги поздравляют прекрасного врача с эти событием, а коллектив редакции «Магнитогорский рабочий» с удовольствием присоединяется к поздравлениям.

Exit mobile version