Баланс воды и качества. Водный ресурс издревле считался источником жизни на Земле

Гостем «прямой линии» «МР» стал главный технолог муниципального предприятия трест «Водоканал» Александр Лисовой.

Александр Николаевич, один из немногих специалистов своей отрасли, которых можно отнести к разряду экспертов, 23 апреля отметит профессиональную дату – 20 лет назад он начал работать в «Водоканал» – сначала слесарем в ремонтном цехе, затем начальником водозабора, последние пять лет работает главным технологом.

Большая часть вопросов в ходе «прямой линии» касалась качества питьевой воды. Читатели «МР» интересовались, какие факторы на него влияют, как правильно очищать воду, следует ли покупать бутилированный продукт…

– Здравствуйте, Александр Николаевич! Беспокоит вас Олег Хабулин. Какие проекты по улучшению качества воды существуют в городе?

– Доброе утро, Олег! Во-первых, мы продолжаем заниматься проектом станции обезжелезивания Верхнекизильского водозабора, проект готов и проходит экспертизу в Москве. После завершения процедуры примерно до конца апреля мы получим окончательные данные по техническому решению и стоимости объекта. Во-вторых, продолжаются работы по реконструкции магистрального водовода «нитка Б», сейчас разрабатывается проект второго этапа реконструкции от территории ОАО «ММК» до 21-й насосной станции. Реализация этого мероприятия пока намечена на следующий год. В плановом порядке МП трест «Водоканал» выполняет промывку внутриквартальных сетей. Эта мера позволяет исключить ухудшение качества воды при изменении технологического режима − перед или после устранения повреждений, плановых ремонтов. В прошлом году достаточно большой объем работ выполнен по левому берегу: полностью промыты сети водопровода поселка Железнодорожников, значительной части левобережья города. При проведении этих работ, конечно, было ухудшение качества воды, но я очень признателен потребителям – жителям Магнитогорска, которые с пониманием отнеслись к проблеме. Превентивная промывка дала возможность в течение года минимизировать ухудшение качества воды при переключениях. В этих трех направлениях мы и продолжаем двигаться.

Отметил Александр Лисовой еще одно обстоятельство, которое повлияло на возможности предприятия в деле обеспечения высокого качества питьевой воды:

− В сентябре 2015 года коренным образом был изменен технологический режим водоснабжения левобережной части города, произошло уменьшение подачи воды с Верхнекизильского водозабора (восемнадцатая насосная станция) и увеличение с Малокизильского водозабора (десятая насосная станция). Прошло около полутора лет, и мы можем делать выводы: количество жалоб на качество воды в левобережье уменьшилось в два с половиной раза. При этом поступающие претензии чаще всего связаны с производством плановых работ либо ликвидацией повреждений, и, как следствие, изменением качества питьевой воды. Значительно уменьшилось количество случаев отклонения по химическому составу воды, о чем можно судить по отчетам лабораторий. Вода стала намного чище. Этого мы достигли благодаря тому, что вывели из эксплуатации восемь скважин Верхнекизильского водозабора, где было зафиксировано наиболее высокое содержание железа, за счет этого вода из Верхнего Кизила стала намного чище и полностью соответствует требованиям СанПиНа.


– Здравствуйте. У меня вопрос: почему временное отключение воды ведет к ухудшению ее качества? – обратился к нашему гостю житель многоэтажки по улице Бориса Ручьева.

– На протяжении нескольких десятков лет эксплуатации водоводов происходит выпадение в осадок продуктов разрушения трубопровода. И этот осадок образуется на внутренней поверхности водопроводных труб. Да, есть технологии, позволяющие осадки ликвидировать, это та самая принудительная промывка труб.

– Я вынужден задать еще один вопрос: зависит ли качество воды от состояния внутридомовой сети?

– Зависит. Тот же осадок образуется и во внутридомовых сетях. В прошлом году у нас был удачный опыт с РЭУ-12, когда совместными усилиями вначале мы промыли свои внутриквартальные сети, а затем при поддержке наших специалистов и силами коммунального предприятия промыли внутридомовые сети. Это в последующем положительно сказалось и на качестве получаемого ресурса. Таким образом, совместно с управляющей компанией нам удалось реализовать перспективный проект. Применение такого комплексного решения мы планируем выполнять ежегодно на проблемных территориях.


– Здравствуйте! У меня вопрос про артезианскую воду. Мы с женой спорим: я утверждаю, что наша водопроводная вода – артезианская, а вот супруга говорит, что артезианская воды может быть только в бутылках. Рассудите нас, – обратился пенсионер Владимир Коптев.

– Артезианская скважина имеет большую глубину. Глубина наших скважин колеблется от пятидесяти до девяноста метров, насосы расположены на глубине от сорока до пятидесяти метров. Конструкции скважин таковы, что полностью исключают попадание грунтовых, поверхностных вод, мы берем воду, которая прошла многолетнюю фильтрацию. И именно ее, профильтрованную естественным образом, мы пьем. Ресурс не имеет химических примесей, никак не обрабатывается, кроме обеззараживания. Это позволяет считать, что вода в наших кранах имеет все признаки артезианской.

– А вы как житель Магнитогорска пьете воду из-под крана?

– Я живу в Ленинском районе, и моя семья, и я пьем воду из-под крана. Бутилированной водой или фильтрами мы не пользуемся. Хочу посоветовать тем, кто пользуется фильтрами, строго следить за сроками их работы. После окончания срока эксплуатации использовать фильтры опасно для здоровья из-за возможного вторичного загрязнения.


– Меня зовут Юрий Благодаров. Сколько ступеней очистки проходит питьевая вода?

– Вода артезианская, а потому очистка не производится, только обеззараживание.

– Требует ли она дополнительного фильтрования?

– Если вы применяете дома бытовой фильтр, ничего страшного с водой не случится. Главное − не нарушать срок эксплуатации прибора. По своему опыту скажу, что я пью нефильтрованную воду.


– По роду деятельности вам приходится бывать в других городах, изучать опыт аналогичных предприятий. Скажите, по качеству воды Магнитогорск на какой ступени находится? – этот вопрос по электронной почте задали студенты технологического колледжа.

– Действительно, я был практически во всех областных центрах Урала, как правило, там использую поверхностные водозаборы, и качество воды хуже. Вкусовые качества воды в нашем городе гораздо выше. Десятая насосная станция – уникальный водозабор, в стране немного найдется подобных сооружений с таким же качеством ресурса.


– Насколько верно, что тариф за водоотведение в многоквартирном жилье равен тому, что вносят владельцы автомобильных моек? – обратился ветеран Николай Егорович.

– Нет. Там совершенно другие тарифы, включая экологические платежи, а они гораздо выше, чем те, что вносят обычные потребители.

– Тогда продолжу тему. Запланирована ли модернизация городских очистных сооружений? Понимаю, что на это потребуются огромные средства, но реконструкция сооружений необходима.

– Не могу не согласиться с вами. Существует план мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ, рассчитанный на реализацию с 2015 по 2022 годы и согласованный с Росприроднадзором, администрацией города, руководством «Водоканала», по модернизации очистных сооружений правого и левого берегов. Этот план вступил в силу в декабре 2015 года, в 2016 году мы начали замену систем механической очистки первой очереди очистных сооружений правого берега. Выполнили замену двух механических решеток, винтового транспортера и пресса. Это дало возможность улучшить качество очистки стоков. В этом году заключен договор по поставки второй партии оборудования, также заключен договор на экологический аудит, это предпроектная проработка того, в каком направлении следует действовать, в том числе рассмотреть варианты технологий, которые мы сможем применить для улучшения очистки. Что касается левобережных очистных сооружений, то в соответствии с планом мероприятий примерно такая же схема будет действовать и на этом объекте, но с 2018 года.


– Здравствуйте! Меня зовут Владимир Иванович Куликов, я активный пропагандист здоровый образ жизни. У меня вопрос: когда мы уйдем от метода хлорирования? Раньше ему подвергали воду только в межсезонье, осенью и весной, теперь круглогодично. А ведь есть перспективные способы обеззараживания, к примеру, обработка ультрафиолетом.

– Действительно, много лет назад нынешнее управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Челябинской области позволяло в зимний период не хлорировать воду. Ситуация и требования меняются, в настоящее время питьевая вода подвергается процессу обеззараживания круглый год. Что касается прогрессивного и безопасного применения ультрафиолета, то он подходит для территорий, где удаленность скважины от потребителя минимальна, в пределах ста-двухсот метров. В нашем случае вода может идти до потребителя в течение десяти-двенадцати часов, а это значит, что такой способ будет неэффективен. Что касается перспектив, то в конце прошлого года МП трест «Водоканал» совместно с администрацией города согласовали план первоочередных мероприятий на 2017 год, в нем предусмотрено строительство станции обеззараживания на Верхнекизильском водозаборе, после чего будет прекращено использование на этом водозаборе жидкого хлора.

– В СССР были планы по фторированию воды, нужно это или нет?

– Сейчас обязательного требования фторирования воды нет, хотя на десятой насосной станции такая установка была размещена. Но в свое время она не продемонстрировала эффективность.

– Янгельский водозабор поставляет очень жесткую агрессивную воду. Планируете улучшать ситуацию?

– В соответствии с планом мероприятий по улучшению качества питьевого ресурса на следующий год мы приступим к проектированию станции умягчения воды на 19-й насосной станции.

– Спасибо. Надеюсь, что все планы вашему предприятию удастся реализовать.

– И я вас благодарю за интересные вопросы. Всего доброго.

Exit mobile version