Инновационный путь развития для нашей страны является очень важным. Многое в этой связи зависит от создания в регионах инновационных инфраструктур, которые будут «продвигать» технологии XXI века.
По мнению доктора технических наук Бориса Александровича НИКИФОРОВА, инновационная инфраструктура – это сплав образования, науки и производства. Такую деятельность вполне можно развить в Магнитогорске.
– Борис Александрович, что это такое – инновационный путь развития?
– Несмотря на то, что Советский Союз занимал передовые позиции по объему научных исследований, получению изобретений, патентов, ноу-хау, внедрялось их ежегодно менее десяти процентов. Объясняется это тем, что в России не были созданы структуры, которые занимались бы внедрением нововведений в производство. Наша страна приступила к созданию инфраструктуры инновационного предпринимательства только в конце 80-х годов.
В ежегодных посланиях Президента России Федеральному собранию преодоление научно-технологического отставания и переход на инновационный путь развития определены как основная цель государственной политики на ближайшую и долгосрочную перспективу. В развитых странах от 50 до 90 процентов роста экономики определяется инновациями и технологическим прогрессом. Высокие технологии сегодня являются единственным средством, которое решающим образом влияет на повышение производительности труда, обеспечивает победу в жесткой глобальной конкуренции.
– Какую роль играет в мире и в нашей стране наукоемкое инновационное предпринимательство?
– В мировой практике широко применяются создание в регионах мощной инновационной инфраструктуры, внедрение и коммерциализация научно-технических достижений в различные отрасли народного хозяйства. Успех этого дела зависит от финансирования и обеспечения квалифицированными кадрами. Проблема с научными кадрами может быть решена за счет использования преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов двух университетов: классического (МаГУ) и технического (МГТУ) и производственников, тяготеющих к научно-исследовательской работе. Для этого нужно модернизировать концепцию преподавания в университетах. В настоящее время большая часть преподавательского состава перегружена образовательным процессом. Заниматься наукой, как правило, времени не остается. Да и выиграть серьезный грант или заключить с предприятием хоздоговор удается не многим. Ну а если кому посчастливилось, он старается выбрать свои деньги сам – сумма мизерная, делить особенно нечего. Это приводит к тому, что некоторые преподаватели, подготовив десять лет назад курс лекций, не пополняют его новыми знаниями, а студенты защищают проекты, переписанные со старых работ. Необходимы внедрение науки в образовательный процесс и создание при университетах внедренческих структур, работающих в тесном контакте с предприятиями. Необходимо разработать систему привлечения к научной деятельности студентов, преподавателей и сотрудников вузов.
– Западный опыт показывает, что фундаментальная наука должна быть сосредоточена в основном в университетах…
– Это совершенно естественно. Что может быть лучше подготовки специалистов на конкретных результатах научных исследований, в которых они сами принимали участие? Это позволяет расходовать «базовое финансирование» на конкретные научно-исследовательские разработки. Можно надеяться, что высвободившиеся при сокращении академических структур средства будут направлены в университеты.
Выступая на заседании Президиума Госсовета России 21 апреля 2009 года, Президент Д. А. Медведев заявил, что в России есть Академия наук, которой выделяется значительная часть средств из федерального бюджета. А науки-то фактически нет. Президент предложил фундаментальную науку передать в университеты. Вероятно, поэтому в стране создаются федеральные университеты, укрепляется их материальная база, чтобы они могли выделенные на фундаментальную науку средства использовать по назначению. Вопрос – много ли наберется в России университетов, которые могли бы успешно заниматься научной деятельностью? Основной недостаток нынешней системы высшего образования: рост уровня подготовки специалистов не успевает за техническими и технологическими изменениями в производстве.
Наука без образования развиваться не может. Без специалистов некому заниматься научной деятельностью. Подготовленные кадры могут быть получены только на основе современных достижений науки и техники. Создав еще в советские времена академические структуры и НИИ, мы разделили эти две сферы деятельности. Этот «дуэт» неэффективен без инновационной инфраструктуры.
– Что нужно, по вашему мнению, делать?
– Необходимо проведение реформы высшего образования, главный принцип которой – «образование через науку и производство». А это возможно при условии, что наши студенты будут иметь хорошую общеобразовательную подготовку. Никакие реформы не смогут решить эту проблему, пока в школах не будут платить достойную заработную плату. Поэтому переход нашей экономики на инновационный путь развития нужно начинать с реформ начального и среднего образования.
Что же касается высшего образования, то при передаче федеральной науки в университеты и нормальном финансировании перспективных научных исследований у студентов, преподавателей и сотрудников появляется возможность прилично зарабатывать в сфере научной деятельности. Качество подготовки и уровень знаний выпускников существенно повысятся.
Необходимо также использовать опыт передовых стран по внедрению научных достижений, то есть созданию инновационных инфраструктур. Главным элементом их должен быть внедренческий центр, назначение которого – изготовление промышленных образцов нового оборудования, внедрение новшеств на действующих предприятиях, создание условий для организации наукоемкого бизнеса. В мире такие центры называются технопарками. Наиболее успешно работают технопарки, организованные муниципалитетами. К работе технопарка широко привлекаются образовательные, научные учреждения, производственные предприятия. Все они в большей или в меньшей мере под администрацией города. Тем более, что региональное и федеральное финансирование технопарков оформляется тоже через администрацию города.
Внедренческие группы формируются из ученых, производственников предприятий, с которыми заключены договоры на внедрение новшеств, а также при необходимости из специалистов технопарка. Поэтому в технопарке должны работать конструкторское бюро, машиностроительный центр и наукоемкие малые предприятия – субъекты инновационной деятельности (СИДы), которые могли бы в свободное от внедрения время обслуживать оборудование и при необходимости участвовать по подряду в текущих и капитальных ремонтах предприятий региона.
– Кто будет финансировать внедренческие работы?
– Выделяя научно-исследовательский грант, федеральное руководство предусматривает долевое участие предприятий, внедряющих перспективные разработки в производство. Деньги эти предназначены для внедрения новшеств. Вначале выдается аванс, а окончательный расчет – когда внедрение начнет давать прибыль и повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции. Это позволит существенно снизить риск инвесторов, финансирующих проект. При использовании такого подхода упрощается контроль эффективности научно-исследовательской деятельности, сама система стимулирует работу исполнителей. То есть финансирование технопарка осуществляется по договорам с предприятиями, внедряющими новшества. Основные виды господдержки инновационных проектов – субсидии, специальные налоговые и таможенные режимы, беспроцентные кредиты, гарантии и гранты.
Определяясь с содержанием модернизации металлургического производства, на базе университетов, технопарка нужно разработать и реализовать программу внедрения современных достижений в металлургии и машиностроении, создать современный отдел информационного обслуживания, оформления документации на интеллектуальную собственность и коммерциализацию научно-технических достижений; организовать постоянно действующий контроль технологического процесса и качества выпускаемой продукции в потоке современного производства, ввести в практику надзор за состоянием эксплуатируемого оборудования, на базе университетов, технопарка и производств создать инфраструктуру собственного машиностроения, внедрить систему разработки и организации производства новых конкурентоспособных видов продукции, внедрять новшества, направленные на снижение себестоимости продукции.
Со временем технопарк должен стать опорным местом проведения производственной практики студентов, научно-исследовательской и производственной деятельности в течение всего срока обучения.
Вероятно, целесообразно взять на вооружение проверенную в большинстве передовых стран концепцию создания в регионах инновационных инфраструктур. Нельзя настаивать на копировании чьего-то, пусть самого удачного опыта, но понять причины чужого успеха просто необходимо.
– А каковы предпосылки российского успеха?
– Главное, чтобы в стране была создана национальная развитая инфраструктура, университеты выполняли необходимый объем теоретических, фундаментальных исследований, а технопарки совместно с производствами успешно внедряли новейшие достижения науки и техники во все отрасли народного хозяйства России. Многолетний опыт по развитию инновационной инфраструктуры в США, Западной Европе и Юго-Восточной Азии свидетельствует о том, что технопарки являются ячейками рождения технологий XXI века.