Ещё одна знаменитость посетила Магнитогорск. Евгений Водолазкин высоко оценил поставленный по его роману спектакль “Лавр”

Евгений Водолазкин посетил Магнитогорск. По его роману “Лавр”, который вошёл в ТОП-10 книг мира о Боге, в Драмтеатре поставили одноимённый спектакль. Какие впечатления у писателя от спектакля и города в целом? Читайте на “МР-инфо”.

Факты: Евгений Водолазкин – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, лауреат престижных литературных премий. По версии газеты Guardian роман Евгения Водолазкина «Лавр» вошёл в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге. В рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, Водолазкин занял 25-е место – самое высокое среди ныне живущих авторов. В 2019 году роман «Лавр» стал Книгой года в Словакии. В 2018 году в Ягеллонском университете Кракова прошла Международная научная конференция «Знаковые имена современной русской литературы: Евгений Водолазкин», в которой принял участие 91 исследователь из 19 стран мира. 20 ноября 2018 года Евгений Водолазкин включён в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. В 2019 году стал членом Общественного совета при Комитете по культуре Государственной Думы РФ. 

Основной целью визита писателя в Магнитогорск было знакомство со спектаклем «Лавр» (режиссер Алексей ВОТЯКОВ) Магнитогорского драматического театра имени Пушкина по одноименному роману Евгения Водолазкина, премьера которого состоялась в ноябре 2021 года. В мае нынешнего года постановка была заявлена на участие в конкурсе на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска».

С Евгением Водолазкиным и его супругой – литературоведом Татьяной РУДИ встретился глава Магнитогорска Сергей БЕРДНИКОВ. Писатель побывал на экскурсии по Магнитогорскому металлургическому комбинату. Состоялась встреча Евгения Водолазкина с магнитогорцами, участие в которой приняли представители Магнитогорской епархии РПЦ, журналисты, сотрудники и актеры драмтеатра, сотрудники и читатели библиотек, студенты консерватории. Разговор был серьезным и обстоятельным, коснулся тем литературы, театра, истории, работы писателя и многого другого.

Накануне встречи для Евгения Водолазкина провели экскурсию по магнитогорскому драмтеатру, несколько лет назад пережившему капитальный ремонт и модернизацию. Поэтому в начале встречи писатель не смог не отметить большого внимания, которое уделяют развитию сферы культуры в Магнитогорске:

– Я всегда повторяю слова моего учителя Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что культура – это главное оправдание существования народа, и часто к культуре относятся по остаточному принципу – это обычное явление почти во всех странах, потому что культура не может за себя постоять. Но у нее есть замечательный ресурс – слово и дух… Замечательно, когда культура всерьез поддерживается – так, как в Магнитогорске, когда внимание властей воплощается в таких замечательных зданиях, как этот театр.

Слова благодарности прозвучали из уст Евгения Водолазкина и в адрес главного художника драматического театра имени Пушкина Алексея Вотякова, в качестве режиссера воплотившего на сцене масштабное произведение писателя.   

– Всякий прозаик, когда пишет свои вещи, все описанное в них существует в его сознании, затем в сознании читателей. В отличие от прозаика у драматурга из совершенно вымышленных существ появляются люди во плоти, пусть и на сцене, он их начинает видеть. Режиссер оживляет их своим талантом, видением – поэтому, прежде всего, хочу поблагодарить Алексея Васильевича за его труд и интерес к этой теме, – подчеркнул Евгений Германович. – «Лавр» – это особенная книга в моей жизни, не похожая на все остальные, может быть, самая важная, потому что я писал «Лавра», а «Лавр» писал меня – это был обоюдный процесс. Я когда писал эту книгу, плакал по-настоящему, потому что это не просто мой вымысел, это несет в себе и основано на великом свете древнерусской культуры. Здесь много использовано житий, сказаний, не только древнерусских, но и византийских. И таким удивительным образом все это в моем сознании не привело к созданию очередного художественного, пусть интересного, но образа. Для меня он был в каком-то смысле реальным, потому что включает реальные события и людей, которые существовали. Более того, я думаю, и существуют, потому что, по старому преданию, не стоит град, где нет трех праведников… Когда «фигурки» (персонажи – ред.) сделаны хорошо, они встают и идут, и здесь автору надо тихо идти за ними, смотреть и записывать. Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь Лавра сложилась иначе, но я знал, что это невозможно, что в привычном смысле хеппи-энда здесь не может быть…  

Разговор шел о театральных постановках по произведениям Евгения Водолазкина, которых существует немало, и их экранизации, с которой, увы, этому автору везет куда меньше. Впрочем, он относится к этому обстоятельству философски: значит, пока не время. Писателю поступало множество предложений о съемках картин по его книгам, заключались контракты, однако до выхода в свет фильма дело пока не доходило: продюсерам и режиссерам не хватало то денег, то идей… Сейчас на пути к экранизации находится роман Водолазкина «Авиатор», в написании сценария к которому он участвовал лично. Разумеется, поклонники творчества писателя с нетерпением ждут счастливого окончания этой истории. При этом единственный фильм, к которому Евгений Германович сам взялся бы писать сценарий от начала до конца, – это «Лавр».

Сегодня театральные постановки по этому произведению идут в нескольких театрах России (МХАТ имени Горького, Театр на Литейном), хотя долгое время считалось, что его невозможно перенести на сцену. Евгений Водолазкин говорит о том, что у каждого читателя или зрителя, а также режиссера и актера может быть свой «Лавр». 

– Любое художественное произведение только наполовину – создание автора. Вторая половина – это его восприятие, – уверен писатель. – Реально произведение существует только в восприятии читателя, иначе его просто нет. И поэтому произведения меняются, они не являются чем-то раз и навсегда данным. Допустим, когда создавался «Дон Кихот» Сервантеса, это была попытка опрокинуть рыцарский роман, похоронить его. Сейчас никто рыцарских романов не помнит, и «Дон Кихот» теперь – это совсем о другом восприятии. Для меня не столько важно выразить самому нечто, сколько поставить вопрос, заставить подумать читателя или зрителя. Сколько зрителей, столько и «Лавров». Можно дать ответ, но это будет только один из ответов.  

Писатель остро чувствует эпоху, в которой живет, поэтому участники встречи спрашивали Евгения Германовича и о его взгляде на дальнейшую судьбу человечества. Эпоха Нового времени, последовавшая за Средневековьем, заканчивается, и заканчивается трагически, – констатирует Евгений Водолазкин.

– Когда меняется не стиль (сентиментализм, романтизм, реализм), а целая эпоха видения мира, преодолевается предыдущая эпоха, – поясняет он. – Сейчас преодолевается эпоха Нового времени – эпоха индивидуального развития, персонализации культуры, которая была очень важна. Маятник идет в другую сторону. Это напоминает жизнь человеческую: дети чаще бывают похожи не на родителей, а на дедушек и бабушек. Что-то подобное происходит сейчас. Идет полное переформатирование не просто культуры – цивилизации. А там, где тектонические плиты наезжают друг на друга, начинается землетрясение.

В тот же вечер Евгений Водолазкин посмотрел магнитогорский спектакль «Лавр» и поделился впечатлениями со зрительным залом и участниками спектакля: 

– Удивительный спектакль, который я увидел, меня совершенно потряс. Все его элементы были прекрасны. Но здесь вместе с высочайшим искусством было еще какое-то воодушевление. Я не знаю, всегда ли вы играете на таком подъеме, «земли не касаясь». Сейчас это было именно так.

Exit mobile version