«Фельдфебельский» синдром

За последний учебный год из Магнитогорского государственного технического университета отчислили 94 студента. И это вовсе не двоечники. Их просто призвали в армию…

На одном из последних внутривузовских кавээнов первокурсники запустили на орбиту тоскливую, но знаковую шуточку. Студент на экзамене «тащит» билет и краснеет: «А можно я другой возьму?». «Так и быть, валяй», – снисходительно разрешает профессор. При второй попытке экзаменующийся снова краснеет. И при третьей тоже. «Что, опять не нравится?», – хмурится экзаменатор. «Да что ж здесь может понравиться, когда у вас тут одни повестки…» Как говорят англичане, в этой шутке есть только доля шутки. А по сути это точная иллюстрация серьезной и весьма болезненной проблемы, характерной не только для МГТУ, но и для всех вузов страны. Некогда Карл Маркс погрузил в вечность красивую фразу: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам». Но вот ведь какое дело: именно тем, кто усталости не страшится и готов карабкаться – именно тем карабкаться и не дают. Вместо этого велят маршировать по асфальтированному плацу с пошаговой квадратной разметкой – ать-два!
Вовсе никто не возражает против «священной обязанности», «почетного долга». Однако, совершенно непонятно: почему для того, чтобы отдать долг, непременно надо бросать учебу? Кому это надо? Что, после пяти лет обучения Родина должок уже не захочет принимать? И вообще довольно парадоксальная складывается ситуация. Совсем недавно в Магнитогорске побывал глава государства Дмитрий Медведев и совершенно конкретно сформулировал приоритеты образовательной политики: необходимы инженерные кадры нового качества, такие, которые будут соответствовать современным параметрам экономического развития. Таким образом вузам был адресован вполне определенный заказ. Однако, президент сказал, а военкомат прислал повестку. Почему повышать обороноспособность страны необходимо за счет понижения качества образования?
Приблизительно такое недоумение высказывает ректор МГТУ Валерий Колокольцев: «Для выполнения президентского поручения мы видим один способ – открытие новых специальностей. Открываем. Лицензируем. На основе этой лицензии мы получаем право на соответствующую подготовку кадров. Однако, аккредитация этой специальности по существующим правилам может осуществляться только после первого выпуска. Но пока эта специальность не аккредитована, согласно закона о воинской обязанности студенты могут быть призваны в армию. Возникает настоящий парадокс: мы набираем, военкомат отбирает. Остается только руками разводить – а что делать-то?»
Тревоги ректора отнюдь не преувеличены. Отслужив в армии, многие бывшие студенты в университет не возвращаются. А из числа вернувшихся едва ли не 80 процентов довольно скоро бросают учебу.
Это столь же очевидно, сколь и то, что у военкоматов есть вполне достаточный «призывной резерв». Разумеется, имеются в виду так называемые косильщики. По сведениям, выложенным в Интернете, в Челябинской области (при соответствующем усердии) можно «поставить под ружье» около десяти тысяч уклонистов, среди которых очень велик процент тех, кто «косит» не только от армии, но и от института – попросту говоря, откровенно бездельничает. Так может быть оставить в покое студентов, а именно этот контингент заставить учиться бить врага, поскольку бить баклуши они уже научились самостоятельно. Почему нет? Да, есть подозрение, что вылавливать косильщиков в розницу военкоматам хлопотно – куда проще нагрянуть в вуз да и «замести» целое войско оптом – показатели хорошие, генерал доволен.
И уж совсем ни в какие ворота чья-то новация на предмет того, что лица «конкретной национальности» отныне призыву не подлежат. С каких это таких дрожжей для кого-то (неизвестно за какие заслуги) обеспечивается вольница», а для других остается привилегия служить за себя и за того парня.
Обязательно кто-нибудь спросит: а как же воспитание патриотизма? Да какой там… Кабы все так просто было: намотал портянки, напялил сапоги и сразу стал патриотом. Давайте без розовых очков посмотрим на армию и (чего уж скромничать) признаем: не очень-то высок «порядок в танковых войсках». Совершенно понятны тревоги солдатских матерей, которые прочно усвоили: на службе в Вооруженных Силах их сыновья не едят, а «принимают пищу». И что бы там ни твердили военные чиновники, а дедовщина в войсках как прежде была, так и ныне никуда не девалась. На какие-нибудь «полчаса» дольше однополчанина прослужил – все, «имеешь право дать зеленому в дыню». Ни за что, а просто так, «чтоб служба медом не казалась».
Именно по этой причине, если раньше службу в армии почитали за честь, то теперь воспринимают как опасность. Что же до патриотизма, то, пожалуй, уже давно пора отказаться от замшелого стереотипа. Это когда считают, что патриот – это тот, кто целует березки, пьет квас, свободно цитирует «Слово о полку Игореве» и марширует на плацу с песней «Наши жены – пушки заряжены…» Наверное, истинный патриотизм несколько проще: это когда гражданин умеет быть максимально полезным Отечеству, кем бы он ни был – металлургом, студентом, музыкантом, слесарем-сантехником или прапорщиком. И в этом ракурсе противостояние двух необходимых государству систем (образовательной и оборонной) выглядит не только непатриотично, но просто нелепо. Совершенно очевидно, что в ситуацию необходимо на законодательном уровне вмешаться представителям высших эшелонов власти.

Exit mobile version