Есть ли жизнь после ЕГЭ? Советы психолога при подготовке к экзаменам

Учебный год подходит к концу, а это значит, что у старшеклассников наступает ответственное время – сдача Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Однако не стоит паниковать и заучивать школьный курс в последнюю ночь. Как справиться с предэкзаменационным стрессом, – в материале “МР-инфо”.

ЕГЭ – одна из немногих аббревиатур, которая способна сделать синестотом практически каждого человека. У кого-то это слово вызывает тревогу, воспоминания о хрусте КИМов в плотном голубоватом конверте, равномерном стуке часов, запах бумаги… Кто-то, наоборот, чувствует аромат сирени, мягкие касания весеннего ветерка и счастье, вызванное пониманием того, что этот этап жизни закончился.

Однако многим только предстоит столкнуться с Единым государственным экзаменом и составить собственное впечатление об этом опыте.

Почему возникает страх перед экзаменами?

Как отмечает магнитогорский психолог Алина Чинючина, жизнь после ЕГЭ есть – это главное, о чем нужно помнить выпускникам и их родителям. И хотя экзамен окутан атмосферой непредсказуемости и загадочности, у него есть свои плюсы.

“Во-первых, стал больше выбор. Если раньше можно было подавать документы в один вуз и ксерокопии брали далеко не везде, теперь можно попробовать поступить сразу в пять высших учебных заведений. Есть дополнительный шанс пересдать экзамен в сентябре и поступить на заочное отделение. Второе – дети сдают только одну волну экзаменов, а не две, как мы в свое время, и к концу июня уже свободны”, – рассказывает психолог.

Есть ли жизнь после ЕГЭ? Советы психолога при подготовке к экзаменам

Тем не менее выпускникам предстоит столкнуться с важным испытанием – справиться с огромным уровнем стресса. Это неприятное чувство возникает задолго до экзаменов, но именно в день “Х” или за сутки до него приобретает ощутимое выражение.

Чаще всего причинами предэкзаменационного стресса становятся наставления родителей и учителей, нагнетание обстановки, предсказания “не сдал ЕГЭ – жизнь пропала” и т.д. К тому же в конце учебного года одиннадцатиклассники уже вовсю штудируют вузы и строят планы на ближайшие четыре года, а ожидание смены обстановки и ощущение неопределенности также накладывает неприятный отпечаток и вызывает тревожность.

Особенно высок уровень стресса у девятиклассников, которым предстоит писать ОГЭ, отмечает Алина Чинючина.

“Незнакомая процедура, страх неправильно оформить бланк, не говоря уже об ответах. Одиннадцатиклассники, как правило, стреляные воробьи, и для них вопрос стоит по-другому: “Наберу ли нужный балл или нет? Поступлю или не поступлю в желаемый вуз? А если не поступлю, моя жизнь пойдет под откос?” По крайней мере, об этом регулярно говорят им педагоги и родители. Когда я встречаюсь на собраниях с родителями выпускников, каждый раз им говорю: “После ЕГЭ жизнь есть!” Из глубины зала доносятся измученные голоса: “Нет…” Именно эту логическую цепочку “не сдал ЕГЭ – жизнь пропала” я и пытаюсь разорвать.”, – комментирует психолог.

При этом большинство страхов связаны с отношениями в семье: “Я не поступлю, родители меня убьют – столько денег потрачено на репетиторов”, или “Я не поступлю, и родители разочаруются во мне, перестанут любить”, или “Если я не поступлю, куда хочу, мне придется заниматься всю жизнь нелюбимым делом”.

Страх у ребят вызывает не только процедура экзамена, но и подготовка к ней – металлоискатели, видеокамеры, глушилки, постоянный контроль. В момент истины, когда модераторы начинают раздавать конверты с заданиями, становится страшно от того, что может попасться вариант со сложными заданиями.

В итоге, испытывая тревожность от происходящего, от мыслей о возможном будущем и вообще о мыслей о страхе, ребята начинают сомневаться в своих силах, опасаются, что не смогут в нужный момент включиться в работу.

Все это, а также огромная учебная нагрузка последнего школьного года приводит к тому, что уже с сентября одиннадцатиклассники ходят бледными и измученными, а главная мысль, которая их преследует, – “Поскорее бы все это закончилось!”

Страх совсем не сдать ЕГЭ чаще всего надуман, считает Алина Чинючина. Чтобы “завалить” экзамен нужно постараться: как-никак 11 лет непрерывной учебы оставляют знания даже у самого нерадивого ученика.

Однако у многих беспокойство вызывает достижение желаемого балла. Чтобы это не стало неприятным сюрпризом, стоит заранее обсудить вместе с ребенком, насколько высока поставленная им перед собой планка, и насколько реально ее достичь? Важно проанализировать, каким может быть самый худший вариант развития событий и насколько он вероятен? Что делать в этом случае? Эта здравая, спокойная расстановка по степени вероятности всех возможных результатов способна вселить уверенность в себе.

В любом случае, даже если что-то пойдет не по плану, у выпускника может быть потерян год – всего год, а не вся жизнь.

Как бороться с предэкзаменационным стрессом?

Первое, что стоит сделать родителям будущего выпускника – создать благополучную психологическую обстановку в семье. Успокоиться нужно всем – и детям, и взрослым, отмечает Алина Чинючина.

“Как бы ребенок ни сдал ЕГЭ, он все равно останется вашим ребенком, и вы по-прежнему будете его любить. Без ошибок жизни не бывает, и какую бы ошибку ни совершил человек, ее можно исправить. Успокоились? А теперь главное: донесите все это же до детей”, – комментирует психолог.

Следующий пункт, который нужно запомнить родителям: экзамен сдает ребенок. Все, что может сделать для него семья – создать комфортные бытовые условия, нанять репетитора при необходимости. Но важно усвоить, что учиться за своего ребенка родители не в силах. Поэтому важно успокоиться.

Важно помнить о еде – и родители, и дети должны равномерно питаться – завтрак, обед, ужин. Нельзя забывать и о режиме дня. Сон – лучшее лекарство и успокоительное. Нужно спать хотя бы семь часов, а в идеале – девять (особенно в период экзаменов).

В последнюю перед ЕГЭ ночь не стоит заучивать формулы и правила. Подготовку лучше распределить равномерно и чередовать умственные нагрузки с физическими, соблюдая перерывы в занятиях.

Самое сложное – соблюдать баланс. Родителям нужно принимать участие в жизни ребенка, но при этом не оказывать на него давления. Лучше всего поинтересоваться: “Чем я могу тебе помочь?” и исходя из ответа координировать свои действия.

И самое главное – не забывайте напоминать ребенку, что он любим и важен.

“Наша задача − настроить детей. Это самый первый экзамен, но не самый главный и не самый страшный. Он позволит проверить свою стрессоустойчивость, узнать, как ребенок реагирует в сложной ситуации – растеряется или будет готов к ответственными моментам. После ЕГЭ жизнь не кончается, это просто горка – крутая, но горка, которую нужно преодолеть и идти дальше”, – напутствует Алина Чинючина.

Правила, которые следует помнить экзаменующимся:

Первые экзамены – событие волнительное, но удивительное. Процедуры оценивания будут встречаться всю жизнь, и хотя каждый вырабатывает для себя свой алгоритм действий и собственные традиции, существуют правила, благодаря которым экзамен станет не пыткой, а событием с положительным финалом:

Exit mobile version