Тайны старой фотографии. “Школа Родословия” в Магнитогорске раскрывает секреты родословной

Мы продолжаем разговор о том, как собрать историю своей семьи вместе с проектом «Школа Родословия» и ученым секретарем Магнитогорского краеведческого музея Галиной СТАРИКОВОЙ. Мы говорили о том, как начинать поиски своих корней, какие сокровища нас ждут в архивах, но многое могут нам рассказать и хранящиеся в нашем доме предметы.

Реликвии и артефакты

Словари определяют реликвию как некую священную вещь,  в которой хранится память о роде, конкретных событиях, людях. Ей может стать любой предмет, бережно хранимый и несущий в себе определенную историю.

– Семейная реликвия – это не столько сам предмет, сколько определенное отношение к нему, то есть, мы сами делаем любой предмет реликвией, –  отмечает Галина Ильинична. – Я много работаю с такими экспонатами и часто думаю, что станет семейной реликвией для моего сына?

Старинные вещи хранятся во многих домах, но не все имеют свою легенду, и тут может помочь опыт музейного сотрудника, ведь любой попавший в музей предмет пристально изучается. Фактически все предметы, хранящиеся в музее – чьи-то семейные реликвии, переданные на хранение, потому что потомков человека не осталось или они утратили интерес к истории своего рода.  Есть вероятность, что и вы в своих поисках попадете в такое хранилище – чтобы встретить кем-то переданные сокровища семьи, или по крайней мере узнать, правильно ли вы интерпретируете происхождение того или иного предмета.

Тайны старой фотографии. "Школа Родословия" в Магнитогорске раскрывает секреты родословной

Мы видим особенную ценность в оставшихся нам от предков орденах, иконах, картинах, однако много может рассказать кружка, керосиновая лампа или бабушкин сундук. Посмотрите внимательно по сторонам в своей квартире, доме близких: может где-то стоит чашечка, подаренная в начале прошлого века прабабушке или лежит старинная книга. Вещи расскажут вам, откуда приехали ваши предки, об их социальном положении, воскресят моменты биографии, станут кирпичиком при восстановлении мира предков.

Хотя и тут нельзя избежать ошибок – артефакты помогут нам лишь в совокупности с другими вещами и документальными подтверждениями.

К примеру, если в вашем доме хранится какая-то ценная картина или украшение, то это не обязательно это говорит о вашей принадлежности к знатному, состоятельному роду. Пути драгоценности могли быть очень разными: ее могли выменять на пуд зерна в голодный год, а может кто-то из наших предков конфисковал этот предмет из богатого дома во время раскулачивания или чисток 1930-х годов. А если доведется увидеть лежащую перед вами брошь на дореволюционной фотографии респектабельно одетой дамы – это уже другой разговор.

Секрет предметов

В Магнитогорском краеведческом музее хранится немало предметов, относящихся к истории города и региона, однако многие из них – в первую очередь история чьей-то семьи, а возможно и чья-то тайна.

Вот, например, щипцы для завивки: созданы во Франции в конце XIX века, уже несколько лет спустя они оказались в этой семье. Рядом – дорожные часы в специальном футляре, когда-то изобретенные для армии Наполеона. Оба эти предмета говорят о благополучии семьи, интересных маршрутах их путешествий, как и переданные с ними фотографии, где запечатлены люди явно не простые. Однако это идет вразрез с образом передавшего их человека: учился в Павловском училище в Санкт-Петербурге, был участником Первой мировой войны, перешел на сторону красных, сделал головокружительную карьеру в НКВД, а в 1938 году оказался в должности бухгалтера магнитогорской психиатрической лечебницы.

Мы можем только догадываться, от чего бежал в Казахстан, а затем в Магнитку этот статный офицер, кто предупредил его о возможном аресте и почему он предпочел свою жизнь закончить тихим служащим. Но вещи, хранившиеся в семье, дают толчок к расследованию тайны. Удалось выяснить, что дед и отец нашего героя были известными архитекторами, в Петербурге до сих пор стоят здания, выполненные по  их проектам. Также среди его предков был декабрист, сенатор – вот вам и простой бухгалтер.

Поэтому если в трудовой книжке ваш прадед значится сторожем или дворником, это не повод не копать дальше. Тайны есть всегда, за каждым из нас.

Вот фотография свадьбы в Магнитогорске в 1931 году. Мы знаем, что невеста из спецпереселенцев, но платье ее очень тонко и изящно расшито. Вряд ли у живущей в бараке девушки, чей удел – тяжелейший каждодневный труд есть возможность купить или создать себе подвенечное платье в таких условиях. А значит, скорее всего, оно было привезено на Урал среди немногочисленных вещей, которые она могла с собой взять, и за ним стоит история несостоявшегося счастья.

– Работая в музее 30 лет, я могу сказать: хотя многие документы и уничтожались, уничтожить историю нельзя. История – не служанка. Она уходит в сторону, она замирает, сохраняется в наших семейных реликвиях, архивах, музейных фондах, в воспоминаниях наших предков и нас самих. И в этом – оптимизм для тех, кто восстанавливает свою историю, – говорит Глина Старикова.

Отдельный интерес представляют религиозные предметы. На страницах старинного псалтыря можно найти пометки, записи о днях рождения или смерти, даты поминовения. Внимательно посмотрите на хранящуюся в вашем доме старую икону. Возможно, придется обратиться к специалистам, чтобы уточнить ее датировку, а может надпись на обороте подскажет, что она была привезена из Иерусалима кем-то из предков, совершивших паломничество. Или такая необычная икона с группой святых, не связанных ни общими событиями, ни географически. Вероятно, кто-то из ваших предков заказал ее мастеру специально, и на ней изображены святые, покровительствующие его семье – отец в центре и сыновья по бокам. И это – ключ к разгадке имен ваших предков. 

Фотомгновения

Особая тема – фотографии. Самые старые, 1840-50-х годов, дагерротипы, сделанные на медной пластине, свидетельствуют не только о большом достатке семьи, но и о том, что здесь изображен ваш предок: столь дорогие вещи не дарили «на добрую память».

Бумажные фото появились в 1860 году, и лишь в начале ХХ века стали массовым явлением. Для многих тогда фотография стала частью исследовательской работы, помогающей в изучении малых народов, различных социальных групп, типов людей. Перед Первой мировой многочисленные фотографы разъезжали по деревням, снимали крестьян. Бывали они и в наших краях. Стоит поискать эти фото в архивах, и, быть может, на фотографиях найдутся люди, похожие на вас, вашу мать или сына.

Бесценны подписи фотографиях – они позволяют пролить свет на то, кто изображен на них, когда и где это происходило, узнать место проживания ваших родных. Большинство дореволюционных фото были сделаны в фотоателье, на их паспарту есть штамп мастера. Многие были известны, если нет даты, можно узнать, когда именно работало ателье и сузить круг дат. Адрес мастерской подскажет, что, вполне возможно, ваши предки жили неподалеку, и, просмотрев домовые книги соседних домов, мы найдем знакомые фамилии.

Не меньше информации несет и сама фотография. Определенную информацию о взаимоотношениях в семье может дать даже выражения лиц – радостные или суровые. Датировать события поможет одежда, прическа, украшения, ордена: поход в фотоателье был значимым событием,  надевали все самое ценное. Украшения, которых было не так много и в состоятельных семьях, подскажут, один ли человек на разных фото. Возможно, оно передавалось от матери к дочери, и в итоге оказалось у вас в шкатулке, как и эмблемы фуражек, пряжки ремней, сообщающие о том, в каком учебном заведении учился ваш предок, работал ли на железной дороге или в полиции.

В музее хранится пачка фотографий, которые прислал своей жене человек, участвовавший в Первой мировой войне. Это исчерпывающая информация не только о нем, его взаимоотношениях с женой, но и о полутора годах жизни на фронте. Судьба героя завершилась трагически – в 1918 году он погиб от ран в Крыму, однако эта пачка фотографий стала памятью о его жизни.

– Всегда интересуйтесь не только изображенным на фотографии, но и тем, что в историческом плане было вокруг, что происходило в этот момент, – резюмирует Галина Ильинична. – В фотографиях остаются мгновения, и мы можем почувствовать, что ощущал человек, о чем думал в данный момент.

Школа родословия является частью проекта «Семейные сокровища», который реализуется АНО СБС «Открытый институт проектирования» совместно с Магнитогорским историко-краеведческим музеем, с использованием гранта Губернатора Челябинской области, предоставленного Фондом поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

Exit mobile version