Такой необходимый ресурс. Ученики первого ресурсного класса Магнитогорска уже показывают первые серьезные успехи

Для кого-то научиться спокойно сидеть десять минут и слушать учителя – пустяк. Для особенного ребенка это не просто достижение, а большая победа.

Три месяца назад, 18 января, четверо особенных первоклашек перешагнули порог первого в Магнитогорске ресурсного класса, который открылся в двадцатой школе. К этим ребятам с расстройством аутистического спектра вскоре присоединился еще один ученик с синдромом Дауна. Под руководством ресурсного учителя и специалистов-тьюторов пять учеников с особенностями развития начали осваивать школьную программу.

Ресурсный класс в обычной школе – новшество для системы образования Магнитогорска. Своего рода инновационный эксперимент, потенциал которого сразу же разглядел директор школы №20 Александр БЕРЧЕНКО. Поддержав идею, руководитель учебного учреждения ни разу не усомнился в своем решении:

– Согласился на этот проект, потому что проникся темой, ‒ объяснил Александр Берченко. – Я видел поддержку города и комбината, своего собственного коллектива. И самое главное ‒ на родительских собраниях видел поддержку родителей, и она до сих пор сохраняется.

Быстрое воплощение идеи ресурсного класса в реальность стало возможным благодаря сильному желанию родителей, большому содействию администрации Магнитогорска и обширной спонсорской помощи ПАО «ММК».

Такой необходимый ресурс. Ученики первого ресурсного класса Магнитогорска уже показывают первые серьезные успехи

– Мы хотим, чтобы наши ученики с особенностями в развитии, обучаясь в общеобразовательной школе, приобрели не только академические навыки, но и научились общаться со здоровыми сверстниками, ‒ назвала основную цель ресурсного класса учитель Гульнар КАДЫРОВА. – У каждого из учеников совершенно разный уровень овладения навыками. Есть дети, которые уже умеют читать, некоторые знают буквы и учатся соединять их в слоги. Есть и те, кто только в начале этого пути.

Весь учебный день строго расписан. Четкое расписание помогает особенным детям понимать, какая составляющая учебного дня следуют за предыдущей. Часть учебного дня каждый из учеников за своей отдельной партой занимается с тьютором по индивидуальной программе. Тьюторов можно еще назвать наставниками или просто друзьями, которые все время находятся рядом с детьми и помогают им держать ручку, писать буквы и цифры, учат читать, считать, заниматься творчеством. Индивидуальные занятия сменяют групповые уроки, где занятия проводит ресурсный учитель Гульнар Кадырова.

Групповое занятие в ресурсном классе

– Ежедневно мы объединяемся, занимаемся за обычными партами, – пояснила педагог. – Ребенок садится рядом с другим ребенком, и с помощью тьютора мы выполняем поделки в рамках окружающего мира, музыки, ИЗО и технологии. Детки уже научились сидеть, они хорошо взаимодействуют друг с другом. Мы видим первый отклик, что движемся в правильном направлении. Дети приобретают навыки, учатся вырезать, рисовать, клеить. У нас уже есть даже призовые места во Всероссийском и международном дистанционных конкурсах.

«Звездочка наша»

Степа – всеобщий любимчик. «Звездочка наша», ‒ говорят о нем педагоги. Нежный и ласковый мальчик, который готов делиться свой теплотой со всеми. В первый же учебный день, когда на урок заглянул директор школы, Степан поспешил и его обнять, сразив Александра Валерьевича искренней детской открытостью.

Степан с тьютором Анастасией Пушкаревой

– Пожалуй, Степа у нас самый харизматичный и веселый, – улыбаясь, назвала главные черты мальчугана тьютор Анна ТРЕГУБ.

Когда Степан впервые пришел в ресурсный класс, он не мог спокойно усидеть на месте.

– Самое большое достижение Степы – он научился ждать, – рассказала Анна. – Раньше он не понимал этого слова. Тогда мы начали использовать карточку ПЕКС, где написано слово «жди» и нарисованы часики. Вскоре он уже просто начал реагировать на мое слово «жди». Также Степа стал понимать просьбу и жест «тише», стал молча ходить по коридорам. Даже открывает дверь своему тьютору! Его нежелательное поведение значительно снизилось. Повысилась концентрация внимания и самостоятельность в действиях.

«Наша умница»

– Давай, моя хорошая… Вот так, умница! – так с радостью похвалила педагог маленькую ученицу Вику, которая только что справилась со сложным заданием.

Вика – нежная, как и любая другая девочка. Такой маленький и красивый цветочек, который расцветает с каждым днем. Тьютор Анастасия ПУШКАРЕВА рассказала, что в классе способная школьница научилась общаться с педагогами, играть с другими детьми:

Вика с тьютором Анной Трегуб

– Снизилось нежелательное поведение. Повысился словарный запас. У Вики в лексиконе появились новые слова, даже такие сложные, как «отвертка». Об этом мы узнали из чек-листа родителей. Появились просьбы: «Помоги». Особые успехи – на творческих занятиях, ей это очень нравится, она творческая девочка, молодчина. Ей очень нравится математика, русский язык. Наконец, Вика полюбила читать. И это только начало пути. Ее результаты гораздо выше, чем мы ожидали.

Радуется успехам дочери и мама девочки Зоя ИВАНОВА. Она рассказала, что дочь, наконец, начала смотреть в глаза:

– Сейчас, когда мы гуляем на площадке, Вика стала замечать других школьников. Научилась качаться на качелях. Уже нет ощущения, что она совсем ушла в себя.

«Наш большой молодец»

Костя – большой труженик. Всего пару месяцев назад, придя впервые на занятия, мальчик не мог самостоятельно держать ручку, мало говорил. А еще Костя очень резко реагировал на любой шум.

– Малейший звук выводил из равновесия его нервную систему. Сразу начиналось нежелательное поведение. Групповые занятия из-за этого были очень сложны, – пояснила тьютор Вероника Харченко. – В любом случае мы находимся в школе, здесь шумно. Мы не могли эффективно заниматься. Сейчас Костя может все это делать. При необходимости мы использовали шумоподавляющие наушники, чтобы этот звук для него снижался. Сейчас в течение всего образовательного процесса он находился без наушников – это большой шаг вперед.

Костя выполняет индивидуальное занятие

Наметился прогресс и в занятиях по физкультуре. Если поначалу на утренней зарядке, с которой начинается каждый учебный день, Костя просто стоял и смотрел, как ребята выполняют упражнения, то теперь он уже полностью включился в процесс. Активно занимается и на физкультуре.

– Бегает, только пятки сверкают, – с улыбкой пошутила Вероника ХАРЧЕНКО.

Буквы в прописи теперь для Кости тоже не проблема. И порядком расширился его словарный запас. Он уже называет всех детей и тьютеров по именам. Также Костя научился есть вне дома и может обедать вместе с другими детьми в специальной столовой комнате ресурсного класса.

Костя отдыхает в зоне сенсорной разгрузки ресурсного класса

«Замечательная наша»

Еще одна маленькая и очень способная ученица – Диана, похожая на принцессу. Увлеченная и внимательная девочка.

– Она у нас такая сильная натура! – с гордостью сказала Гульнар Кадырова.

Диане нравится учиться. Она быстро освоила визуальное расписание и научилась общаться при помощи карточек ПЕКС.

Диана с тьютором Вероникой Харченко

– У Дианы нет своей собственной речи. Она может повторять слова, может вокализировать. Но она лучше всех освоила систему обмена карточками, четко следует расписанию и внимательно следит, чтобы и мы ничего не перепутали, ‒ с улыбкой пояснила педагог.

Очень полюбилась Диане интерактивная доска – своего рода огромный планшет, на котором можно рисовать, проходить задания, смотреть видео.  

– Если Диана хорошо выполнила задание, мы предлагаем ей порисовать на интерактивной доске. Она с удовольствием это делает. Вначале у нас были проблемы ‒ отвести ее от интерактивной доски, чтобы снова направить на занятия. Но постепенно мы научились выстраивать правильные отношения. И сейчас с этим проблем нет. Она самостоятельно кушает, любит физкультуру, очень активная девочка, старательная, ‒ перечислила успехи своей ученицы Гульнар.

«Наше солнышко»

Степа, Костя, Вика и Диана – ребята, которых объединяет одна особенность – аутизм. У пятого ученика ресурсного класса Саши другая уникальность. Он мальчик с синдромом Дауна. «Солнечный лучик наш, солнышко», – с любовью называют его педагоги. Саша удивляет тьюторов своими большими знаниями – порой выдает такие интересные факты по ходу задания, что наставники диву даются: откуда мальчик это знает. Всестороннее развитие Сашеньки – это, конечно, большая заслуга его родителей.

– «Что это такое?» ‒ любимый вопрос Саши, – рассказала тьютор Елена КОНДРАТЕНКО.

Саша отдыхает

Педагог объяснила, что ученик может подражать поведению других детей. Но не со зла, а чтобы повеселить одноклассников, которых уже очень любит. И они отвечают ему взаимностью.

‒ Здравствуй, Степочка! – такими словами каждое утро встречает Саша своего друга и заключает его в объятия.

Друзья-одноклассники

Отличный заряд перед началом уроков, признали педагоги. Может Саша показать пример другим ученикам, как нужно правильно сидеть за партой или кушать. Это он – запросто.

Мальчик перед ресурсным классом ходил в школу, поэтому многое уже умеет. Основная задача, которая сейчас стоит перед педагогами, ‒ чтобы Саша мог заниматься в обычном классе большую часть учебного процесса.

Награда за труд

Любой, даже самый маленький успех особенных учеников, – это неимоверный труд тьюторов и ресурсного учителя. Они в постоянном поиске новых методик и ресурсов для своих ребят.

– Это такое чувство счастья, когда ребенок, наконец, справляется с новой задачей! Все ресурсы, которые ты потратил на это, восполняются в ту же секунду. Это большая награда! ‒ поделились эмоциями тьюторы Анна Трегуб и Анастасия Пушкарева.

– Мы просто ликуем от счастья! – согласились с коллегами другие наставники.

Слева направо: тьютор Вероника Харченко, тьютор Анастасия Пушкарева, ресурсный учитель Гульнар Кадырова, тьютор Анна Трегуб, тьютор Елена Кондратенко

Гульнар Кадырова рассказала, что в ресурсном классе подобрался очень профессиональный коллектив. Девочки-тьюторы, а трое из них еще студентки МГТУ, не просто выполняют свою работу, а подходят к делу с душой. В классе дети чувствуют себя как дома. Все общение педагогов и детей строится на доверии и доброте. «Наши детки», «наши умницы», «наши молодцы» – звучит постоянно при обращении с учениками. И дети чувствуют это тепло, оттого и результаты не заставили себя ждать.

Особенным ученикам и педагогам вместе предстоит пройти путь в шесть лет. Впереди еще много трудностей и открытий. Но начало уже положено. Со временем школьники ресурсного класса смогут посещать занятия в обычных классах вместе со сверстниками. Уже сейчас в школе проводятся «уроки доброты», где обычные ребята знакомятся с учениками ресурсного класса. 

Педагоги подчеркнули, что основная функция школы – это образование и воспитание. И не важно, для какого ребенка они предоставляются.

– Если это кому-то нужно и это приносит результат, думаем, наша школа во главе с Александром Валерьевичем и коллективом работает не зря, – заключили педагоги.

PS:

Ресурсный класс школы №20 уже полностью укомплектован. Для других особенных ребятишек места, к сожалению, больше нет. Но у родителей есть шанс добиться открытия подобных классов в других школах Магнитогорска. Яркий пример двадцатой школы показывает, что нет ничего невозможного.

Exit mobile version