Под знаком Стрельца. У штурвала «МР» простоял тринадцать лет

Второго декабря бывшему редактору «МР» Георгию Тихонову исполнилось 70 лет.

Древний китайский мудрец Конфуций обронил однажды, что даже врагу не пожелает жить в эпоху перемен. Вместе с современниками именно такое «удовольствие» выпало пережить юбиляру.

Георгий Михайлович у штурвала «МР» простоял тринадцать лет − с 1989 по 2002 год. Астрологи утверждают, что рожденные 2 декабря – Стрельцы обладают огромным запасом душевных сил, оказывают мощное воздействие на окружение. Только в натиске рожденные 2 декабря способны блистать. Эффект их влияния на происходящее может быть настолько магическим, что невольно создается впечатление, будто они – посланцы небес. Творческая судьба «космического посланца» Георгия Тихонова началась в журналистском цехе газеты «Магнитогорский металл», а продолжилась в «МР».

ХРОНИКИ «СУДНЫХ ДНЕЙ»

Сегодня многие свидетели событий последнего десятилетия прошлого века называют упомянутый период временем безвременья, смутой лихих девяностых. Перечислим явления, сконцентрировавшиеся в одном десятилетии: развал СССР, попытки построить новое правовое государство с либерально-демократическими ориентирами. Процесс сопровождался обнищанием населения, разгулом преступности, обвалом экономики, неутешительными показателями в промышленности и сельском хозяйстве, утверждением коррупционных схем, приватизацией, нареченной позже «периодом большого хапка», бандитскими разборками с уличными перестрелками и, наконец, конституционным кризисом, при котором ветви власти перешли к открытой конфронтации с применением танков – путч под флагом ГКЧП, расстрел Белого дома… Таковыми были исторические реалии. А каковыми должны были быть в тот период городская газета «Магнитогорский рабочий» и ее главный редактор?

ПО ЗАВЕЩАНИЮ ВОЛЬТЕРА

В ночь на 20 августа 1991 года группа журналистов «Магнитогорского рабочего» под руководством главного редактора Георгия Тихонова готовила выпуск газеты с описанием последних событий у «Белого дома», с которым до утра держала телефонную связь. Редакцию охраняли местные казаки. На следующий день журналист Юрий Балабанов вылетел в Москву и провел вторую «баррикадную ночь» у «Белого дома». То был лишь один из эпизодов «той жизни».

После исторических перемен в 1992 году «Магнитогорский рабочий» отстоял статус общеполитической газеты, учредителем которой стал коллектив редакции.

Тогда казалось, что наступило время поднятых цензурных шлагбаумов и открытых идеологических шлюзов. Журналисты искренне верили, что «вольница» поможет им плодотворнее трудиться и доказать обществу, что свобода слова стала настоящей. Однако история продолжала развиваться по собственному сценарию. Большие и маленькие проблемы продолжали расти словно грибы после дождя. Иной раз кажется, что город тогда митинговал едва ли не ежедневно по самым разным поводам как общероссийского уровня, так и местного. Объективно, непредвзято освещать на своих страницах то, как «кипит наш разум возмущенный», городской газете стало непросто. А сопровождать эти публикации самостоятельными комментариями или выводами порой было сравнимо с прогулкой по минному полю. И полнота ответственности за подобные «прогулки» главным образом ложилась на плечи редактора. В ту пору в нашем городе стали возникать разнообразные политического толка группировки, именующие себя движениями, лигами, фронтами. В этой среде велись ожесточенные дискуссии о том, как поделить городскую газету – кому и сколько печатной площади отдать для обнародования своих позиций. И с подачи Георгия Тихонова в «МР» появилась и регулярно стала выходить в свет тематическая полоса «Заочный клуб местных политиков». Главным девизом страницы стало изречение французского философа-просветителя Вольтера:

«Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».

Очень быстро эти спецвыпуски приобрели большую популярность среди читающей публики, поскольку по сути на общегородскую трибуну гласности получал возможность подняться каждый, кому было что сказать. Риск проекта заключался в том, что, публикуя разные точки зрения, издание могло превратиться в сплошное многоточие – без стержня, без собственной позиции. Однако этого не произошло: несмотря на обилие разнообразных мнений, суждений и позиций, в каждом номере «МР» отчетливо прочитывался главный вектор информационной политики издания – поддержка продуманного и эффективного реформирования экономических и социально-политических программ государства. Такую последовательность и принципиальность позволяли себе немногие СМИ в России. Предвидя «тонну возражений», автор этих строк убежден: в Челябинской области газеты, по содержательности и остроте паритетной «МР», в то время просто не было.

Апогея достигла и популярность издания среди подписчиков, побив тиражный рекорд – 128 тысяч экземпляров.

12 августа 1998 года за активное участие в правовом просвещении жизни граждан страны редакция газеты «Магнитогорский рабочий» была награждена памятной медалью имени Анатолия Кони. Диплом, удостоверяющий награду, был подписан тогдашним министром юстиции Российской Федерации Павлом КРАШЕНИННИКОВЫМ.

СТРАТЕГИЯ НОВОЙ ЭПОХИ

Уже в наше время журналист Елена Куклина напомнила читателям о том, что было опубликовано в «МР» первого января 2000 года.

«Открывался номер сообщением о добровольной отставке первого президента РФ Бориса Ельцина,

− говорилось в материале.

− Сообщение соседствовало на первой полосе с новогодне-юбилейным обращением главного редактора «Магнитогорского рабочего» Георгия Тихонова под многообещающим заголовком «Выбор сделан». Георгий Михайлович начал со слов о том, что в сравнительно недавние времена один из руководителей города сказал: «У Магнитки два символа – ММК и «МР», и что находиться в одном ряду с флагманом черной металлургии – немалая честь для городской газеты. И поскольку наш промышленный флагман к тому времени выстоял в бурях перемен и уверенно смотрел в будущее, журналисты «МР» тоже имели смелость надеяться на лучшее и строить планы. Вся история «МР», лучшие традиции магнитогорской журналистики определяют нашу гражданскую позицию. В ближайшем будущем предстояли выборы президента России и губернатора Челябинской области, затем – главы города и депутатов Горсобрания, то есть, по большому счету, магнитогорцам предстояло решать судьбу города, региона, страны, а роль газеты в выборной кампании переоценить сложно».

Так же сложно, как и оценить роль личности в истории «МР». Возглавляя редакцию в трудные девяностые, Георгий Тихонов запомнился именно как неординарная личность. Автор этих строк, адресуя поздравления юбиляру, не планировал материал в стиле «развернутой Почетной грамоты», перечисляя множественные заслуги, в частности, то, что Георгию Тихонову присвоено звание Заслуженного работника культуры РФ. «Иконопись» вообще не мой жанр. Это для тех, кто до сей поры интересуется ответом на вопрос: «Да разве не было у главного редактора тех лет никаких недостатков»? Спешу утешить: нисколько не меньше, чем у нас с вами. И ошибки, конечно, были тоже. Однако сегодня, в день семидесятилетия Георгия Тихонова, хотелось пригласить современников, как в старом добром кино про хорошего учителя, задуматься не о совершенных им ошибках, а над высокой себестоимостью этих ошибок, о том, сколько труда, самоотверженности и здоровья было положено на алтарь процветания любимой газеты. И, конечно же, пожелать ему благополучия и еще долгих лет жизни в полном здравии и согласии с самим собой.

Exit mobile version