Много лет спустя она узнала, что ее чертежи были частью космической капсулы Белки и Стрелки.
У Владимира Александровича и Нелли Изаховны Чуриловых трудовой стаж на двоих составляет девяносто (!) лет. Удивительным образом судьба каждого из них в разное время оказалась связанной с космосом.
За плечами В.А.Чурилова более полувека трудовой деятельности на одном предприятии – в «Прокатмонтаже». А в начале 80-х годов он курировал работу «Прокатмонтажа» на космодроме Байконур. «Мы работали «под «Буран», – поясняет Владимир Александрович. – От шестидесяти до восьмидесяти магнитогорцев постоянно находились на первой космической площадке страны, монтировали изотермические емкости, в которых хранилось ракетное топливо для заправочного модуля «Бурана». Такая емкость представляла собой шар, состоящий из двух полусфер, температура в шаре во время монтажа достигала 90 градусов, поэтому работали только рано утром и несколько часов вечером».
Сегодня Владимир Александрович с удовольствием рассказывает о том времени, а тогда для поездки на космодром оформлялся так называемый «спецдопуск», и никто из участвовавших в возведении космических объектов особо об этом не распространялся. «Байки с Байконура» у каждого, побывавшего так близко к космосу, свои. Владимир Александрович из особо запомнившихся случаев любит рассказывать, как ходил «в гости» к космонавту Алексею Леонову – в гостиницу для космонавтов. Правда, повод для визита был печальный – у одного из рабочих в Магнитогорске с сыном произошел несчастный случай, надо было срочно отправить его домой. Спецрейсы для космонавтов вылетали по необходимости в любой день, для гражданских же – лишь три раза в неделю. «Леонов не отказал – взял нашего с собой в самолет!» – с особой уважительной интонацией говорит ветеран «Прокатмонтажа».
А еще Владимир Александрович вспоминает, что старожилы Байконура много рассказывали о Гагарине, о том, каким простым человеком он был, как мог запросто пообщаться с любым рабочим…
Супруга Чурилова – Нелли Изаховна – после окончания школы работала чертежницей в специальном конструкторском бюро в Казани. Выполняя деталировку чертежей различных узлов, она даже не подозревала, что работает «на космос». Уже через много лет, будучи в Казани в гостях, встретила коллегу, она-то и рассказала, какими именно заказами занималось их бюро.
На мой вопрос, ощущала ли она особое чувство причастности к чему-то великому, Нелли Изаховна ответила так: «Тогда я делала то, что делали тысячи безымянных, таких же, как я, по всей стране. Было приятно от понимания важности собственного дела и того, что мне, молодой девушке, недавно приехавшей из деревни, могли доверить подобное!» А еще Нелли Изаховна очень отчетливо помнит день, когда полетел в космос Гагарин. В тот день она была с подругой в парке, и там, среди огромного скопления празднично одетых людей и звуков военного духового оркестра, вместе со всеми кричала «ура».
А несколькими годами раньше, когда Нелли еще жила в деревне, был запущен первый спутник, и все жители выходили на улицу наблюдать за его движением, мальчишки громкими криками «Спутник летит! Спутник летит!» оповещали об этом всех…
Как и большинство людей своего поколения, Владимир Александрович и Нелли Изаховна о космосе говорят с гордостью, гордостью за страну, за успехи народа и с восхищением – о Юрии Гагарине, простом и в то же время великом человеке, который четко осознавал, что его полет может стать дорогой в один конец.