Две странички ассамблей. Магнитогорская консерватория подтвердила высокий статус

Подтверждение тому − прошедшие на ее базе ХХII Российские педагогические ассамблеи искусств, посвященные 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева.

Произведения выдающегося композитора для струнных, клавишных и духовых инструментов, посвящения театру и кино, хоровая и оркестровая музыка, вокальные циклы и камерные сонаты, балеты «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок», другие страницы его богатого наследия оказались в центре внимания работы секций. На пленарном заседании выступили доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Елена ДОЛИНСКАЯ, кандидат искусствоведения, заслуженная артистка РФ, доцент Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Мария ЛЮДЬКО, доктор педагогических наук, профессор из Екатеринбурга Сергей БЕЛЯЕВ и наши земляки − доктор педагогических наук, профессор Алевтина НЕДОСЕКИНА и заслуженный артист РФ, профессор МаГК Александр ТЕТЕРИН.

Ожерелье из вокальных бусинок

− Чем меньше нота, тем больше ей надо поклониться! – наставляла юных вокалистов Мария Людько. Под руководством оперной певицы и педагога студентки, воспитанницы профессора МаГК Веры Семиной раскрепощались, голос взлетал на новые высоты. Второкурсница музыкального колледжа Алиса Федоренко приготовила для исполнения арию из оперы Глюка «Триумф Клелии» и романс Чайковского. От специалиста по вокалу она получила ценные советы по интонированию и артикуляции. Воспользовалась полученными на мастер-классе рекомендациями и второкурсница консерватории Валентина Батраева, благодаря чему героиня оперы Моцарта «Милосердие Тита» в ее воплощении обрела живость характера, в голосе появился активный ритмический рисунок. На уроках у столичной гостьи побывали также студентка консерватории Анна КАБАШКО и стажер, молодая солистка Магнитогорского театра оперы и балета Ангелина БЕЗРУКОВА.

По словам наших педагогов, для поднятия уровня вокального мастерства «свежее ухо» просто необходимо, сама Мария Людько отметить, что в магнитогорской консерватории увидела много талантливых ребят, учат их хорошо, а потому в их будущих успехах она не сомневается. Мария Германовна предупредила о трудностях, которые встречаются на пути оперных солистов:

− Русские голоса за границей любят, приглашают наших соотечественников на оперы русских или итальянских композиторов, но пробиваться там очень нелегко. Мировой оперный театр помолодел, приглашают певцов в основном до 30 лет и «выжимают» из них все возможное, не заботясь о их будущем. Для того, чтобы успешно сотрудничать с известными дирижерами, партнерами, помимо сильного голоса надо хорошо знать хотя бы английский язык. Девушкам надо быть готовыми к необходимости раздеваться на сцене и целоваться по-настоящему. К сожалению, современные оперные постановки этого требуют. И главное, надо быть хорошо вооруженным техникой вокала, быть в хорошей физической форме, чтобы петь сидя, лежа, на боку, спиной к зрителям, а еще работать над психологической устойчивостью, чтобы суметь противопоставить себя соперникам, интригам, особенно за границей. Конечно, для этого необходимо очень любить свою профессию плюс ремесло, то есть умение петь.

Куда дует ветер истории

Большой интерес у участников ассамблей вызвало общение с Еленой Долинской, ведущим специалистом Московской консерватории в области современной музыки. Елена Борисовна в Лондонской библиотеке собрала богатый материал о творчестве Сергея Прокофьева, которого называет русским воплощением хоровой эстетики и композитором с оркестровым мышлением. В Магнитогорск профессор привезла редкие записи балетов с участием Галины Улановой и Михаила Барышникова. Осветив творчество Сергея Прокофьева на пленарном заседании, Долинская пообщалась на «круглом столе» со студентами и преподавателями консерватории, поделилась впечатлениями от современных балетных и оперных постановок. На вопрос о том, откуда рождается дикость, которую можно увидеть сегодня на театральной сцене, она ответила: это равнение на западную моду, погоня за зрителем. В столице есть театры, которые устояли от таких соблазнов и ставят интересные спектакли.

После окончания «круглого стола» мы поговорили с Еленой Борисовной, постоянной участницей Российских педагогических ассамблей, о значимости магнитогорского форума культуры. Гостья рассказала, что ей посчастливилось участвовать в строительстве нашей это консерватории:

− Для меня Магнитогорск – это часть моей жизни, с этим городом я поддерживаю связь уже на протяжении тридцати лет. 22 года идут эти ассамблеи и доказывают, что без них не было бы встреч музыкантов из разных городов, интереснейших выступлений, показов того, чем сейчас живет музыкальная культура. Кроме того, я вижу в этом большой педагогический смысл, потому что младшее поколение имеет возможность слушать выступления мэтров, учиться. Великая заслуга Магнитогорской консерватории в том, что эти ассамблеи существуют. Хочу отметить труд ректора Натальи Веремеенко, а также Ольги Урванцевой, Натальи Лазаревой, которые не просто имеют должности проректора по науке, а творят музыкальную историю – этим надо гордиться. Необходимо делать так, чтобы все больше учеников приезжало сюда учиться, чтобы наше общее дело развивалось к радости отечественной культуры. Страна тогда сильна, когда у нее сильная культура. Город ваш славится металлом, замечательным комбинатом. Но я думаю, что он знаменит и оперным театром, созданным Александром Якуповым, замечательной консерваторией, которую я считаю одной из лучших в России, у нее большое будущее.

Exit mobile version