Состоялось заседание общественного совета по оценке качества работы муниципальных учреждений культуры.
Подобные «промежуточно-контрольные» мероприятия проходят в Магнитогорске каждые три года. Выводы, сделанные специалистами,передают в управление культуры и учитывают в местных программах развития на ближайшие годы.
Слушали – постановили
Нынче очередное заседание общественного совета состоялось в стенах Магнитогорской картинной галереи. В его работе приняли участие профессиональные художники, музыканты, руководители культурных учреждений, журналисты, меценаты, представители духовенства, педагогического сообщества, городского совета ветеранов и депутатского корпуса. Для выработки непредвзятых, объективных выводов были приглашены эксперты из Челябинска, командированные ООО Институт «Информ-проект». В поле зрения аналитиков попала деятельность Магнитогорского драматического театра имени Пушкина, Магнитогорского театра оперы и балета, театра «Буратино», концертного объединения, картинной галереи, историко-краеведческого музея и Дворца культуры железнодорожников. С итоговым докладом на совещании выступил доктор культурологии, директор института управленческих и социальных исследований Сергей СИНЕЦКИЙ. По его заключению, проведенные опросы горожан свидетельствуют о том, что в целом магнитогорцы довольны тем, как работают упомянутые организации. При этом кому-то не нравится график работы того или иного культурного учреждения, не устраивает исключительно географическое их расположение, но в общей массе таких людей не так уж и много.
Высокую оценку исследователи выставили сотрудникам наших культурных центров за профессионализм, умение выстраивать общение с посетителями. А низкого балла были удостоены интернет-ресурсы всех семи аттестованных организаций. Многие пользователи сетуют на отсутствие возможностей заказывать билеты через Интернет, а сами сайты носят скорее информативно-справочный характер и не привлекают потенциального посетителя. И еще горожан смущают не слишком комфортные бытовые условия учреждений культуры. На сей счет участники совещания констатировали, что в большинстве случаев культурным учреждениям самостоятельно с «ремонтными проблемами» справиться сегодня не под силу. Однако по-прежнему остаются надежды на участие городских властей, которые заинтересованы в развитии культуры и пропасть профильным учреждениям все-таки не дадут. Несколько утрируя общую оценку экспертов, наверное, можно сказать, что сложившаяся ситуация по крайней мере терпима. Смущает то, что главным изъяном работы местных культурных формирований названо слабое наполнение интернет-ресурсов. Самое ли это важное?
Аршином общим не измерить
Существует анекдот: у пожарного, сорок лет прослужившего за кулисами оперного театра, спросили: в чем разница между скрипкой и виолончелью? Тот уверенно ответил: «Виолончель дольше горит». Это к вопросу о критериях оценок творческого процесса. Кто их устанавливает? Многих деятелей культуры не устраивает часто используемая шкала «ценностей», к примеру, когда при оценке эффективности учреждения культуры основными индикаторами являются количественные показатели: количество посетителей, обучающихся, культурно-массовых мероприятий, кружков, поступлений внебюджетных средств и «прочие количества».
Подобный подход, на взгляд многих представителей культурного сообщества, не может быть применим к сфере, в которой количество не всегда перерастает в качество оказанных услуг и культурного продукта. То же самое можно сказать и о бытовой проблематике. Она, безусловно, важна и требует адекватных решений. Но интерес, в частности, к театральному искусству, наверное, не ограничивается наличием комфорта. Ведь человек может не пойти в театр не только потому, что в зрительном зале старые кресла, но, может быть, главным образом, потому, что его не устраивает репертуар, художественное оформление или уровень творческих возможностей труппы. Не менее досадно, когда, оценивая работу творческих коллективов, аналитики пытаются нивелировать специфику разных «цехов искусства». Специфика работы драматического театра и краеведческого музея принципиальным образом отличается. Какие могут быть общие критерии оценок?
В поисках панацеи
Может быть, сегодня нелишне вспомнить о корневой системе искусства, о его предназначении и фундаментальных правилах? Где настоящее искусство, а где мнимое? Вспомним, как отозвался о театре незабвенный Полиграф Шариков: «Да дуракаваляние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна». Во времена оттепели Никите Хрущеву приписали фразу «Некоторые наши художники как шпионы: намалюют чего-нибудь, а потом сами не могут объяснить, что получилось».
Постоянно культура пребывает в поле зрения депутатов нижней палаты российского парламента. В 2014 году, объявленном на территории Российской Федерации Годом культуры, была принята серия законодательных актов, среди которых можно отметить «Основы государственной культурной политики» (утвержден 24 декабря 2014 года), федеральный закон «О меценатской деятельности» (принят Государственной Думой 4 ноября 2014 года), а также ряд поправок в уже действующие законы, имеющие прямое или косвенное отношение к культуре. И что же, можем констатировать, что зело преуспели на этом поприще с той поры? Что-то язык не поворачивается. Все высказались, все собою довольны, и никто внятно так и не сказал, что делать.
Тут беда не только России, но и всего мирового сообщества. Что нынче считать настоящим искусством? Попробуйте «загуглить» этот вопрос, и вы получите в ответ сотню вариантов, ни один из которых убедительным вам не покажется. В этой связи современные циники цитируют Достоевского в соответствующей редакции: «Несомненно, красота спасет мир. Но не этот». Это про то, что на сегодняшний день никакого алгоритма «спасения» искусства не существует. Надо отринуть иллюзии и стать, наконец, реалистами: неужто кто-то всерьез рассчитывает, что в обозримом будущем в нашем Отечестве на роль «сироты, окружаемой заботой по остаточному принципу», вдруг назначат какую-нибудь другую отрасль? Похоже, остается лишь продолжать безуспешные прежде поиски. Скептики скажут: спасибо за добрый и совершенно бесполезный совет – искали уж. А что, есть советы поглубже? Где искать, у кого искать, сколько искать? Да бог его знает. До тех пор, пока не найдем, наверное. А до того будет так, как есть, и не иначе. Нет? Если вам известен правильный ответ, не стесняйтесь, подскажите, пожалуйста…