Когда стали наблюдать за погодой, какой подарок Украинской ССР сделал Хрущев, и что расстроило Юрия Никулина, рассказывает «МР-инфо».
Тихо и красный день…
В 1722 году по распоряжению Петра I в Петербурге были начаты регулярные наблюдения за погодой. Записи вёл вице-адмирал Корнелий Крюйс. Первое время записи были довольно скупы на интересную информацию и выглядели примерно так: “Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест; вода також стоит, как выше упомянуто. Пасмурно и студено… в полдни ветр малый норд-вест и дождь после полудня. Тихо и красный день до самого вечера”. Позднее наблюдения приняли более научный характер, поскольку это уже объективно требовалось для нормального функционирования государства. Еще при жизни Петра в 1724 году в России была образована первая метеорологическая станция, а с декабря 1725 года при Академии наук стали проводиться наблюдения при помощи барометра и термометра. Таким образом была заложена необходимая научная база, которая позволила создать в стране настоящую метеорологическую службу — уже в 30-х годах XVIII века. В стране была создана сеть из 20 метеостанций.
Еще как берут!
В этот день манифестом императрицы Екатерины II от 8 апреля 1783 года Крым присоединен к России. Григорий Потемкин, подготовивший этот документ, получил титул светлейшего князя Таврического. Вот отрывок из манифеста Екатерины: «Возвращая жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те прелости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется». Как известно, в 1954 году Никита Хрущев царственным жестом «подарил» Крым Украине. Тогда это казалось пустой формальностью – ведь Украина вместе с Крымом оставались частью Советского Союза. Кто мог предвидеть, что СССР распадется, а Украина, обретя независимость, заявит, что подарки назад не берут.
Не виноватая я…
В субботу, 8 апреля 1972 года, в 18 часов 15 минут по московскому времени по телевидению показали бессмертную комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Это был третий показ этого фильма по ЦТ, причем самый печальный. Дело в том, что цензоры с телевидения, вооружившись ножницами, обкарнали ленту, выкинув из нее ряд эпизодов. В частности, была сокращена сцена соблазнения Горбункова белокурой красоткой в гостинице. Чем руководствовались цензоры, понять было сложно, ведь с момента выхода фильма на экраны страны – а это случилось в 1969 году – его успели посмотреть практически все. Между тем в тот субботний вечер зрителем фильма был и исполнитель главной роли в нем Юрий Никулин. Увиденное его крайне огорчило. И спустя месяц в интервью «Литературной газете» он заявил:
«Недавно шла по телевидению «Бриллиантовая рука» в каком-то непонятном сокращенном варианте. Ощущение такое, словно держишь в руках любимую книгу, а кто-то взял и повырывал из нее страницы. Понимаю, что все это недоразумение, оплошности. Но нам, актерам, такие оплошности кровь портят»…