Кто рубил бороды боярам, когда в Москве пустили первый трамвай, и где появились первые автоматические телефонные станции, рассказывает «МР-инфо».
Бороды брить!
Запретил носить бороды боярам царь-реформатор еще в конце 17 века, а 6 апреля 1722 года Петр I ввел налог на бороды в размере 50 рублей в год для старообрядцев. Кроме того, они не имели права носить никакой другой одежды кроме как: зипун со стоячим воротником, воротник должен быть только из красного сукна. Полученные медные знаки, о том, что налог уплачен, старообрядцы должны были нашивать на одежду. Донские казаки противились указу Петра I о запрете носить бороду и традиционную одежду. Одним из лозунгов Булавинского восстания 1707—1709 годов, названного по имени Кондратия Булавина, предводителя восставших, был «За старую веру и ношение бороды». Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено, итогом стало приостановление, для казаков, действия указа Петра I о запрете ношения бороды, также были отменены некоторые сборы и взимания недоимок. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы, в противном случае, это вызвало бы, куда большее возмущение. В дальнейшем, что касается ношения бороды и усов, то, казаков не принуждали к их бритью. Некоторые же бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Ведь чуб и усы являлись предметом особой казачьей гордости. Пошлина на ношение бороды существовала и после смерти Петра I, а отменили ее лишь в 1772 году.
Вместо конки
6 апреля (25 марта пор старому стилю) 1899 года открылось регулярное движение первого электрического трамвая в Москве. Это был трамвай Первого Общества конно-железных дорог, маршрут его пролегал от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка (Старый Петровско-Разумовский проезд). Первый “электрический” трамвайный парк располагался на Башиловке. Трамвай в Москве сменил собой конку – конно-железную дорогу. Собственно из-за конкуренции с компаниями, владеющих «конками», в Москве трамвай был пущен позже, чем в Киеве, Нижнем Новгороде, Курске, Орле, Витебске. Однако и сами компаниям было ясно, что их транспорт устарел, и в итоге сами инициировали запуск трамвая. Получив требуемое разрешение, Общество в июле 1898 году приступило к переоборудованию Долгоруковской линии конно-железной дороги от Страстной площади по улице Малая Дмитровка и далее до Бутырской заставы, а также двух опытных загородных линий: Петровской (от Тверской заставы до Петровского дворца) и Бутырской (от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловкам до Петровского парка). Двадцать три моторных электрических и один вагон со смешанной аккумуляторно-электрической тягой были изготовлены в течение 1898 года на заводе в Гамбурге. Максимальная скорость вагона была 27 километров в час. В феврале 1899 года прошла первая обкатка трамвая, а 6 апреля в “электрическом” парке состоялось торжественное открытие движения.
Позвони мне, позвони!
6 апреля 1927 года Ленинградская телефонная станция приступает к массовой установке телефонов-автоматов. Первый таксофон в нашей стране был установлен в городе на Неве. Весной 1927-го началось массовое внедрение этого удобного вида связи. Элегантные телефонные будки стали привычной деталью городского пейзажа. За десять лет, к апрелю 1937-го, в городе на Неве установили около двух тысяч таксофонов. Первые автоматические телефонные станции в СССР появились тоже в Ленинграде в 1927 году. Их стал производить ленинградский завод «Красная заря». Звонок по таксофону был недорогим удовольствием: до денежной реформы 1961 года — 15 копеек, после реформы — 2 копейки. Но каждый таксофон ежегодно приносил солидную прибыль.