Мы продолжаем разговор о том, как собрать историю своей семьи вместе с проектом «Школа Родословия» и старшим научным сотрудником Магнитогорского краеведческого музея Галиной СТАРИКОВОЙ. Для многих уже наши материалы стали поводом к реальным действиям, а для кого-то – новым смыслом жизни. И теперь от теории переходим к практике.
Идем в архивы
Казалось бы, о своих близких мы знаем все, но на поверку часть этой информации оказывается легендой – подводит память, о чем-то принято сознательно замалчивать или хочется приукрасить, поэтому все данные надо обязательно проверять. Мы уже собрали исчерпывающую информацию в кругу родственников, теперь наступила пора обратиться в архивы. Этот этап может быть менее комфортным, чем предыдущий. Хотя не исключено, что, когда мы восстановим историю своего рода, эта информация станет важной для историков региона, а может и всей страны.
Сейчас, когда много информации оцифровано, нам может помочь интернет, но необходимо понимать, что на его просторах немало ошибок, и необходимо искать первоисточник. Бумажный документ куда более достоверен.
– Архивы буквально манят тех, кто начинает восстановление родословной. Очень многие считают, что если обратиться в архив, это решит все проблемы, и там нам расскажут буквально все. Да, архивы – это огромное богатство, огромная территория, но она настолько же незнакомая вам, как мореплавателям, прибывшим в нынешнюю Америку. Так же, как они не знали, где там реки и горы, какие опасности их там поджидают, так и для начинающих архивы – территория сложная и непонятная, но с огромными богатствами, – отмечает Галина Ильинична.
Для того, чтобы прийти в архивы, у нас должен быть достаточный запас знаний о нашем роде, но главное – понимание того, что мы хотим, чтобы не совершать ненужный труд. Давайте будем честны: никто в архиве о наших родственниках не знает и не ждет нас с распростертыми объятьями, у сотрудников и без нас достаточно работы.
Какие существуют архивы?
1. Государственные – городской, областные, центральные (Москва и Санкт-Петербург). Здесь хранятся огромные богатства, но нужно понимать, как их добыть.
2. Архивы предприятий и организаций, в том числе – учебных заведений. Сюда полезно обратиться, если мы точно знаем, что на этом предприятии работал наш предок. Отметим, что архивы прекративших деятельность организаций а порой и за определенный период – действующих, передают в городской, областной архив или в архив того предприятия, к которому оно было присоединено. К примеру, личные дела работников Магнитогорского калибровочного, метизного и сеточного завода следует искать в архиве ОАО «ММК-МЕТИЗ».
Для того, чтобы наш труд не был напрасен, нужно четко понимать, какой у нас вопрос к архиву и может ли он дать на него ответ. Прийти и сказать: «Дайте мне данные об Иванове Иване Ивановиче» не получится. Чтобы облегчить поиск, нам как минимум будет нужна информация о том, когда он родился, где он жил, работал и т.д.
Многие из тех, кто последовательно идет по этому пути вместе со «Школой родословной», уже создали свой дневник поисков и составили родословное древо, по крайней мере в том виде, в каком они на данный момент владеют информацией: мама-папа, дедушки-бабушки с обеих сторон. Как правило, этот пласт истории семьи не выходит из советского периода.
Если нам не известны точные даты рождения, смерти, свадьбы, мы идем в ЗАГС. Хотя сейчас идет большая работа над оцифровкой архивов ЗАГС и созданием единой всероссийской базы данных, стоит понимать, что процесс этот – долгий, и гораздо более успешным и быстрым будет ваш поиск, если вы обратитесь в архив ЗАГС того населенного пункта, где жил ваш предок. Важно: вам понадобятся документы, подтверждающие родство.
Скелеты в архивных шкафах
У многих магнитогорцев жизнь связана с ММК, и поэтому богатейший архив градообразующего предприятия манит исследователей. Если вы планируете отправлять запрос в архив предприятия, очень полезно знать год увольнения человека, потому что личные дела хранятся по этому принципу, не имея такой информации, придется приложить гораздо больше труда. Может случиться, что на протяжении трудового стажа человек работал в разных цехах, и в каждом дело заводилось заново, это усложнит ваши поиски.
В одном из прошлых материалов мы говорили о том, как много знаний может подарить нам личное дело. В нем могла храниться не только автобиография, из которой можно узнать о предыдущем поколении предков, но и справки, характеристики, информация о продвижении по службе, поощрениях и наградах, а также, например, доносы (особенно если речь идет о 1930-х)., но стоит помнить, что после 1970-х там оседало не так много информации, и в целом, что их ведение – дело рук человеческих, а люди относятся к своим обязанностям с разной степенью ответственности.
Личное дело может дать вам адрес, и это не только возможность почувствовать эмоциональную связь, поднимаясь по тем же лестницам, что и ваш дед, но и поднять домовые книги, получить информацию, кто был прописан вместе с ним. Также в нем есть информация о семейном положении человека и о тех, кто с ним проживает, количестве детей. Могут неожиданно всплыть браки и даже дети, о которых вы не знали, считая, что бабушка или дед были в браке лишь однажды.
И даже информация, что ваш предок, например, знал 6 языков, может натолкнуть на размышления: из какой же он семьи, как он получил такое образование? Может быть, стоит побывать в архивах учебных заведений, что были рядом с его поселком? Ведь даже если он был из крестьянской семьи, это не значит, что он не мог получить образования – талантливые дети за казенный счет оканчивали гимназии и даже университеты.
Большие возможности предоставляют архивы учебных заведений: вузов, училищ, техникумов, школ. Везде велось делопроизводство, а это – те же автобиографии, записи, из какой семьи человек, характеристики. Если ваш предок был судим или, напротив, стал жертвой преступления, о нем есть информация в архивах следственных и исправительных учреждений.
Лучше работать в архиве самостоятельно, чем заказывать справки. Внимательный глаз может уцепиться за те детали, которые не привлекут человека незаинтересованного. Все документы в архиве стоит фотографировать (попросив разрешения, разумеется), а не переписывать от руки. Взяв в руки эти же листы через 5 лет, вы с высоты своих новых знаний заметите ту информацию, которой сейчас не придадите значения, и очередной кирпичик встанет на свое место. Обязательно подписывайте на обороте документа не только источник, где вы его копировали, но и данные: фонд, опись, лист, которые обязательны в каждом архиве. Если потребуется вернуться, это существенно облегчит ваш поиск, а может быть, ваши находки будут актуальны для историков и лягут в основу научной работы, тогда без этих данных не обойтись.
– Чем больше мы узнаем о наших предках, тем больше у нас появляется дорог, – констатирует краевед. – Ищите эти дороги. Не всегда есть возможность идти сразу по всем, да и не стоит прыгать от одного предка к другому. Идите, куда ведет вас дорога. Вы можете пока ее просто наметить, и однажды она напомнит о себе.
Архивы – это огромное богатство, но, чтобы его добыть для себя и людей, нужно трудиться годами. И задача наша – составить для себя эту карту острова сокровищ, план поиска и тех архивов, в которые необходимо обращаться, чтобы найти ответы на насущные вопросы.
Творцы истории
В истории нашей страны было немало длительных трагических периодов: гражданская, Великая Отечественная война, годы репрессий. Для каждого из них есть свои пути поиска. К примеру, о воевавших в 1941-45 годах дедах и прадедах можно узнать в архивах Министерства обороны, в военкоматах. Есть и свои минусы: в регионах, по которым прокатилась Отечественная война, многие архивы были безвозвратно утрачены.
Если среди ваших предков были спецпереселенцы, скорее всего вы выясните, что в магнитогорском городском архиве материалов о них практически нет. Зато в областном архиве мы можем найти списки спецпереселенцев Магнитогорска за тот или иной год. Здесь можно почерпнуть достаточно любопытную информацию: например, в списке членов семьи, привезенной на Магнитострой, указаны даты рождения, их социальный статус, из какой деревни они прибыли. Это направит наш поиск к «Книгам памяти» той области, откуда они были родом.
Дела их хранятся в архиве ФСБ того региона, и их тоже можно изучить, правда, придется подтвердить свое родство. Кто-то был обвинен несправедливо, но были и действительно смелые люди, которые руководили крестьянскими восстаниями против раскулачивания или разрушения церквей.
– Мы все и наши предки и есть творцы истории, – говорит Галина Старикова. – И хотя часто мы чувствуем свою неспособность что либо изменить, тем не менее, по прошествии времени оказывается, что именно мы – творцы, даже когда мы чувствуем свою беспомощность.
В какой-то момент изучаемая история семьи перевалит через 1917 год, и вам для дальнейшей работы понадобятся совсем другие архивы. ЗАГСы могут вам дать информацию от начала 1920-х годов, когда они были созданы. Для получения данных о тех, кто родился до этого периода, вам потребуется обратиться к метрическим книгам: до революции функции регистрации рождений, браков и смертей выполняла церковь. Метрические книги часто создавались в нескольких экземплярах. Один оставался в церкви, второй отправлялся в уезд, а затем перекочевал в областной архив. Другие экземпляры отправлялись в архив епархий.
Для того, чтобы понять, куда обратиться, потребуется точно знать, к какому приходу относилось село или городской район. Выходя из «зоны комфорта» – советского периода – мы начинаем с географии, чтобы понять, в какой архив пошли документы.
Архивы часто издают различные справочники, где можно эту информацию почерпнуть. Такая традиция была до революции, осталась она и сейчас. В качестве примера Галина Ильинична привела хранящийся у нее «Список населенных мест Оренбургской губернии» 1892 года выпуска. Здесь нет фамилий, но есть точки на карте, одна из которых может оказаться вашей малой родиной. Вы будете удивлены, что географические названия могут оказаться совсем иными, чем в нашем XXI веке и относиться к иным губерниям, уездам, нежели вы предполагали. Границы неоднократно менялись и до революции, и важно точно знать даты, чтобы понимать, куда направить поиск.
Также издавались справочники, где можно найти ряд фамилий, и если ваш предок был чиновником, занимал какую-то должность, возможно, вам повезет. Можно найти книги, издававшиеся после переписи населения, податные тетради, обывательские книги.
Сложнее может быть, если места, где жили ваши предки, сейчас являются территорией других государств. Но надо помнить, что в дореволюционный период документы со всех губерний стекались в Санкт-Петербург. Списки населенных пунктов, ревизские сказки, списки переписи населения, часто и метрические книги оказывались в центральных архивах Российской империи.
Помощь могут оказать краеведческие музеи и местные краеведы, особенно если речь идет о небольших населенных пунктах. Есть немало генеалогических форумов, которые представляют большое богатство, так как туда выкладывается немало документов. Бывает даже, что и деревня уже не существует, но сохранилась в истории местного краеведа. Ценны труды не только современных энтузиастов истории, но и дореволюционных – к примеру, о станице Магнитной в 1860-е писал краевед Игнатьев. В его трудах мы можем узнать фамилии именитых станичников, о быте и традициях казаков.
Натолкнуть на новые пути исследования могут и современные краеведческие материалы в прессе, в том числе в нашем «Магнитогорском рабочем». В какой-то момент, возможно, сомкнутся конец и начало истории, и имя обрастет плотью, станет личностью со своими интересами, страданиями, чувствами, действиями.
– Наши поиски предназначены не для того, чтобы записать имена наших мертвых предков, а чтобы воскресить их для себя, ввести в нашу жизнь и жизнь наших потомков, – резюмирует Галина Ильинична.
«Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история» Генрих Гейне.
Школа родословия является частью проекта «Семейные сокровища», который реализуется АНО СБС «Открытый институт проектирования» совместно с Магнитогорским историко-краеведческим музеем, с использованием гранта Губернатора Челябинской области, предоставленного Фондом поддержки гражданских инициатив Южного Урала.