«Абырвалг» по-магнитогорски. Чем жил город 80 лет назад – накануне очередной годовщины Октября

Судя по газетным публикациям, в городе наступил «золотой век».

Не хлебом единым?

В 1936 году «Магнитогорский рабочий» отличался невероятным по тем временам художественным оформлением – тогда в нем работал известный художник Борис Чекалин. Кроме красочной рекламы, расписывавшей все прелести вдруг откуда-то обрушившегося на магнитогорцев изобилия, на наших страницах появлялись роскошные зарисовки, иллюстрации, карикатуры.

Реклама тогда могла занимать до половины газетной полосы. «МР» так вкусно, сопровождая все картинками, расхваливал «масло сливочное сладкое и топленое всех сортов, сметану, кефир, простоквашу, сыр голландский и другие молочные продукты», имевшиеся в продаже в магазинах и киосках «Главмолоко»! «Колбасные изделия – фаршированные, полукопченые, вареные сосиски и другие сорта, свинокопчености, копченую баранину – грудинку, лопатки, холодец, мясные пирожки» предлагал Магнитогорский мясокомбинат, работавший под маркой «Главмясо». Свежую рыбу – судака, сазана, леща, сома, большой ассортимент соленой и копченой продукции, рыбные кулинарные изделия и блюда на заказ продавали под брендами «Союзрыбсбыт» и
«Главрыба».

В «Гастроном» поступили большие партии «конфект», печенья, шоколада, варенья, тортов, пирожных, колбасных изделий, рулета, корейки, мясных, рыбных, овощных и фруктовых консервов, а также семга копченая, икра зернистая, сельдь иваси, шотландская, голландская, и сыр – не токмо голландский, но и советско-американский и других сортов! Приводился также огромный перечень алкогольных напитков из «Гастронома», разнообразию наименований которого может позавидовать современный алкомаркет. Магазин с 1 ноября работал с восьми утра до двух часов ночи, принимали заказы на подарки для детей. Кроме того, точки Верхнеуральского водочного завода торговали с девяти утра до часу ночи, а база производила оптовый отпуск алкоголя круглосуточно! Все это изобилие снизошло на магнитогорцев в преддверии годовщины Октябрьской революции.

Горожанам предлагали и изыски духовной пищи: «первым экраном, одновременно с Москвой и Ленинградом и другими крупными городами» посмотреть свежую работу «Мосфильма» – звуковую художественную картину «Поколение победителей», выпускавшуюся на экран магнитогорской базой «Росснабфильм». В главной роли снялся народный артист СССР Борис Щукин, чье имя носит теперь знаменитый театральный институт, в фильме также можно было увидеть заслуженных артистов республики Хмелева, Марецкую, Плотникова и Абдулова. А Магнитогорский театр рабочей молодежи ровно 80 лет назад поставил пьесу Гоголя «Женитьба». «На днях – Кио» – предупреждал «МР» о скором приезде в город знаменитого иллюзиониста Эмиля Кио.

Две кинокамеры, два портсигара…

В газете работали тогда журналисты и писатели Людмила Татьяничева, Николай Смелянский, Николай Карташов (псевдоним Рафаила Шнейвайса, в будущем – заместителя редактора «Челябинского рабочего»).

«Разговор на пляже» – так назывался материал Николая Смелянского в номере «МР» от 7 ноября о том, как начальник взрывного цеха нашего рудника Чернегов, отдыхая в санатории «Абхазия», с гордостью рассказывал о Магнитогорске директору ростовского завода Карагодскому. Для ростовчанина было шоком, что в «рабочем городке», возникшем семь лет назад, уже ходят трамваи и работает педагогический институт.

«В нашем городе четыре высших учебных заведения, три техникума, пять полных средних школ, 42 начальных. Выстроено 45 детских учреждений», – с гордостью перечислял журналист достижения «города-младенца».

Тему продолжила полоса «Избиратели одного поселка» в «МР» от 15 ноября, посвященная магнитогорскому поселку Ежовка. Газета рассказала о новом двухэтажном клубе горняков, где вечерами были танцы под духовой оркестр, действовали спортивный зал, библиотека с читальным залом, звуковое кино, курсы кройки и шитья, драмкружок, шахматно-шашечная секция, хоровой коллектив и другие творческие объединения.

«В поселке три школы, 20 школ ликбеза, два детских сада, ясли, детская консультация, – сообщал подробности о крупнейшем горняцком поселке Магнитки Вл. Липатов. – К услугам жителей Ежовки пять магазинов, две столовые, баня, прачечная, почта, пошивочные мастерские. Поселок полностью электрифицирован».

Подробности своей семейной жизни раскрывал на страницах «МР» житель Ежовки экскаваторщик С. В. Конев: «Моя заработная плата не падает ниже полутора тысяч рублей, – писал он. – На эти деньги я накупил хороших вещей: гардероб, кровать, швейную машину, патефон, цветы. Приобрел несколько костюмов, пальто, обувь, для жены купил меховую доху, плюшевый жакет, весенний костюм и другие вещи, наши детишки – трехлетняя Валя и двухлетний Юра – не имеют ни в чем отказа».

Три Коробова

Седьмого ноября «МР» публиковал материал «Три поколения» об ударнике, начальнике доменного цеха Магнитогорского металлургического комбината Павле Коробове, в будущем – первом заместителе наркома черной металлургии СССР, имя которого теперь носит улица на юге Магнитогорска.
«Серго Орджоникидзе шел между ним и отцом и, улыбаясь, подталкивал обоих ближе к группе людей, среди которых стоял товарищ Сталин, – писал некто Р. Снежный. – Отец – Иван Коробов – широкоплечий, высокий, типичный мастер-доменщик, и он – его сын Павел – молодой советский инженер-металлург – оба они стояли перед великим человеком нашей эпохи».

Орджоникидзе представил Сталину рабочую династию. «Было это в декабре 1934 года, на приеме металлургов у т. Сталина, Молотова и Орджоникидзе», сообщал автор. На том приеме знатным доменщикам был вручен орден Ленина, и таких орденов у Героя Социалистического Труда Павла Коробова будет шесть.

Р. Снежный рассказал об истории династии и ее зачинателе – доменщике Григории Коробове, который пришел в профессию «на заре металлургии с ее кустарной, примитивной техникой, тяжелым изнурительным трудом. Только самые сильные люди атлетического сложения, схваченные за горло великой нуждой и безысходностью, шли на выучку к мастерам-французам». «Человека привязывали канатом и на блоке опускали в шахту домны, заставляя равномерно распределять шихту», – описывал подробности автор.

Снежный упоминал и о подвиге такелажника Ащеулова, опустившегося за упавшим конусом от магнитогорской домны в шахту – за это его наградили орденом. А ради чего дед и отец Коробова вынуждены были «нырять» в огненную бездну? – задавался вопросом автор.

Р. Снежный перечислил всех представителей третьего поколения Коробовых. Кроме Павла это были Николай – он учил доменному искусству, Илья и Галина, жена Павла – инженеры-доменщики и «дочь – тоже доменщик».

Октябрьские этюды

«Песня сменяется пляской. В разных колоннах образовались большие круги, и только слышатся подзадоривающие крики:
– А ну, кто следующий?!

– Нажмем, братцы!..»

Строители Горы залихватски отбивали «барыню», а два седобородых старичка отплясывали гопака. Так проходило в 1936 году празднование годовщины Октябрьской революции, о котором «МР» писал 10 ноября.

К началу демонстрации «на площади заводоуправления на трибуну поднимаются представители общественных и партийных организаций Магнитогорского округа. Среди них товарищи Хитаров, Завенягин, Кириллов, Гапанович, Медведев. Здесь же лучшие стахановцы комбината орденоносцы Галиуллин, Зуев и другие».

Шествие открыли отряды Осоавиахима. Вооруженные стрелки в кожаных куртках с винтовками, значкисты ПВХО в защитных костюмах, значкисты ГСО в белых платочках, а также летчики и планеристы авиаклуба в синих комбинезонах прошли безукоризненно четким строем. «Под гром аплодисментов планеристы, парашютисты, авиамоделисты пронесли распущенный купол парашюта и планер». В тот же момент над трибуной поднялись пять легких самолетов, выполнивших фигуры высшего пилотажа – «мертвые петли», «бочки», «штопор».

Школьники несли лозунги, модели самолетов, автомобилей, а также карикатуры, высмеивавшие фашистов и их агентуру, – это был отзвук событий в Испании. Потом мимо трибуны прошли 50 тысяч трудящихся Магнитки.

Накануне годовщины Октября в Магнитогорске работала московская художница Екатерина Зернова, писавшая этюды блюминга и портреты лучших работников для столичной выставки «Индустрия социализма». Потом она написала еще семь этюдов и два портрета на магнитогорской плотине. Зернова изобразила инженера Агеева, бригадира экскаваторщиков Циопу, начальника обжимного цеха Голубицкого, начальника смены Зименкова, старшего оператора Тищенко, старшего сварщика Вознесенского, старших операторов блюминга Черныша и Огородникова. Картины просмотрела комиссия во главе с начальником комбината Авраамием Завенягиным, и четырнадцать из них приобрели для музея ММК.

Exit mobile version