Что возмутило Елизавету в Москве, зачем Россия продала Аляску, и кто изобрел двухконтурный турбореактивный двигатель, рассказывает «МР-инфо».
В Москве всегда гоняли
В 1742 году императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в самом конце 1741-го, распорядилась: «Всем обывателям объявить с подписками, чтоб никто в Москве по улицам на резвых лошадях отнюдь не ездили и людям утеснения и убивства не чинили». Указ последовал, когда государыня-москвичка, пожаловав со всем двором из Петербурга в родной город на назначенную на начало мая коронацию, с возмущением констатировала, что в Первопрестольной «многие всяких чинов люди ездят на резвых лошадях и давят и побивают людей».
Золотая Аляска
В 1867 году был подписан договор о продаже царской Россией Аляски Соединенным Штатам. Царское правительство пыталось избавиться от Аляски и Алеутских островов еще раньше, но первым переговорам помешала Гражданская война в США. А причин для продажи было несколько. Прежде всего, это невозможность сохранить русские заокеанские владения в случае войны, что ясно показала Крымская война. Численность русских в колониях составляла тогда всего 600 человек. Важным фактором было и перенесение интересов правительства России на Приамурский регион и Среднюю Азию. В Америке многие противились приобретению холодной и, казалось, бесполезной земли. Идею покупки называли “безумием Сюарда”, по имени государственного секретаря, который добивался сделки. Русский посол барон де Штокль запросил 10 миллионов долларов, Вильям Сюард предложил пять. Сошлись на цене 7 миллионов 200 тысяч. Получилось всего по 2 цента за акр земли. Через 29 лет на Аляске было найдено золото, а в ХХ веке – нефть.
Взлет Люльки
В 1946 году при заводе №165 было образовано двигателестроительное ОКБ под руководством 38-летнего конструктора авиационных двигателей Архипа Михайловича Люльки. Именно в этом конструкторском бюро были созданы первые реактивные двигатели, причем первый стендовый экземпляр был готов еще за пять лет до образования ОКБ – в апреле 1941-го. Но вмешалась война, она разметала коллектив по разным городам Урала. В 1943-ем, когда стало известно о создании в Германии самолетов с реактивными двигателями, Москва издала приказ разыскать всех разработчиков опытных тем в авиации. Одним из первых, кого искали, был Архип Люлька. Разрешение на возобновление работ было с немалым трудом получено только к февралю 1944 года, а 3 марта 1947-го коллектив принимал поздравления лично от Иосифа Виссарионовича. В том же году, 28 мая, в воздух поднялся первый самолет с первым турбореактивным двигателем – Су-11. В 1973 году – спустя тридцать лет после получения патента! – в КБ Люльки был создан двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ-31Ф. Именно благодаря этим двигателям Су-27 произвел ошеломляющее впечатление своей маневренностью на авиасалоне в Ле Бурже, а о «кобре» Виктора Пугачева, наверное, знает весь мир.