Притяжение классики. Из куклы стать героем

В репертуар театра куклы и актёра «Буратино» вошел спектакль «Капитанская дочка».

Обратиться к произведению Александра Пушкина режиссер-постановщик Сергей ЯГОДКИН решил около трех лет назад. Во-первых, потому что он нигде не видел воплощения «Капитанской дочки» в куклах. А во-вторых, театр кукол, по его убеждению, изначально тяготеет к классике:

− Кукла – это воплощенный образ, в отличие от современной драмы, где образы еще не обобщены временем. Пятнадцать раз я переделывал сценарий. Музыкальную основу составляют казацкие песни в исполнении актеров театра «Буратино». Музыка написана для спектакля композитором Артуром Бат-Очиром.

На сцене зрителей ожидали эффекты черно-белого кино: на темном фоне белые декорации, постоянная смена ближнего, среднего и дальнего плана, выраженная куклами разного формата. Вот маленькие фигурки Петра Гринева и Савельича пробираются по оренбургской степи, более крупные куклы Петруши и Маши берет в свои руки актер Сергей МЕЛЕДИН в роли Пугачева, позже крупным планом появляется кукольное лицо Савельича, обращающееся к атаману с просьбой. К финалу действия на сцену выходят сами актеры − Кирилл БОРОВИНСКИЙ в роли Пети Гринева (во втором составе его играет Роман ТАБИЕВ) и Александра ЯГОДКИНА – Маша. Образ Екатерины Второй оживила на сцене Татьяна АКУЛОВА (и ее коллега по цеху Зинаида БОНДАРЕВСКАЯ). На сцену казни бунтовщика артисты выходят и встают спиной к зрителям, в руках у них небольшие куклы – это толпа, улюлюкающая и подзадоривающая палача.

– Сложно спорить с Пушкиным: ужасен русский бунт, бессмыслен и беспощаден, – говорит Сергей Ягодкин. – Мы хотели также поднять одну из проблем нашего времени − инфантилизм молодого поколения, у которого наблюдается иждивенческая позиция. Таким был Петруша до момента встречи с Пугачевым. Папа с мамой сказали: надо в армию – пошел, переправили из Оренбурга на границу – не сопротивляется. И только страшные события смогли сделать из него человека.

Что касается воплощения: придумываешь, делаешь эскизы с художником, репетируешь, а потом еще зрители вносят свои корректировки. Ведь если тупо следовать своим замыслам, не использовать органику художника, актера, композитора, ничего хорошего не получится. У нас в спектакле задействовано около 60 кукол, спасибо художнику – заслуженному работнику культуры РФ Любови Петровой и ее помощникам, которые все это создали и оформили.

Спектакль по техническому райдеру капризен, не каждая площадка его примет. Для размещения колоколов нам нужно уходить вверх на 12 метров, не в каждом кукольном театре они есть. Напомню, что реализовать наши творческие идеи помог грант Союза театральных деятелей на постановку спектаклей для детей и юношества, выигранный в этом году. Все 200 тысяч пошли на техническое оснащение, в том числе мы приобрели снегодув – за время одной постановки он «метет» на сцену около двух ведер нарезанной бумаги. По ходу показа мы еще подкорректируем некоторые сцены, чтобы сделать действие более динамичным и искрометным. Так что, думаю, и школьникам, и взрослым наша «Капитанская дочка» придется по нраву.

Exit mobile version