Катастрофа под Междуреченском. Люди и события в истории России и СССР 23 марта

Какой летчик спасал челюскинцев, сколько лет проработал космический телескоп, и что стало причиной авиационной катастрофы, рассказывает «МР-инфо».

Он спасал челюскинцев

23 марта 1908 года родился легендарный российский летчик Анатолий Васильевич Ляпидевский. После окончания Ленинградской военно-теоретической школы ВВС и Севастопольской школы морских летчиков он служил в строевой части ВВС Балтийского флота, затем был летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. Выйдя в 1933 году в запас, Ляпидевский работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского воздушного флота. В 1934 году он принял участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Опытный летчик совершил 29 поисковых полетов в пургу и ненастье, прежде чем 5 марта, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек – 10 женщин и 2 детей. За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, ему первому в стране было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Ляпидевский был заместителем командующего ВВС 19-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армией в составе Карельского фронта, а с 1943 года – директором авиационного завода. После окончания войны Анатолий Васильевич работал главным контролером Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, занимал другие должности… Умер генерал-майор авиации Ляпидевский 29 апреля 1983 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Космический телескоп

23 марта 1983 года был запущен советский ультрафиолетовый космический телескоп «Астрон», который проработал шесть лет вместо запланированного года. В конце 1970-х годов в СССР начали разрабатывать космический аппарат «Астрон». Программа предусматривала вывод на орбиту большого количества полезного груза, в частности, одного из самых крупных в мире космических ультрафиолетовых телескопов Спика (массой 369 кг) с двумя зеркалами. Для решения этой задачи, за основу «Астрона» взяли космический аппарат серии «Венера». Аналоги «Венера» успешно работали в космосе.

Отключил автопилот

В ночь с 22 на 23 марта 1994 года произошла авиационная катастрофа с человеческими жертвами. Авиалайнер Airbus A310-308 авиакомпании «Аэрофлот», совершавший рейс по маршруту Москва—Гонконг, рухнул в лес под Междуреченском в Кемеровской области и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 75 человек. Главной причиной катастрофы стала недопустимая ситуация, при которой командир воздушного судна посадил за штурвал авиалайнера своего пятнадцатилетнего сына, чьи непредумышленные действия привели к отключению автопилота. 22 марта экипаж в составе командира воздушного судна (КВС), резервного КВС и второго пилота (все пилоты первого класса) выполнял регулярный пассажирский рейс АФЛ-593 по маршруту Москва – Гонконг. На борту находилась бригада бортпроводников в количестве 9 человек и 63 пассажира (из них 25 иностранцев), 593кг почты и багажа. В числе пассажиров были дети резервного КВС (Эльдар – 15 лет и Яна – 13 лет); а также находившийся в отпуске командир воздушного судна A310 авиакомпании РАЛ (далее КВС-пассажир). Загрузка и центровка самолета находились в пределах установленных нормативов. Вылет из аэропорта Шереметьево был выполнен 22 марта в 13:39 по Гринвичу. Через 39 минут после взлета самолет занял эшелон 10 100 м. Полет осуществлялся по трассе, без отклонений, с индикаторной скоростью 530 км/ч с включенным в командном режиме автопилотом. После пролета Новокузнецка в 17:51 экипаж в расчетное время на связь не вышел. Организованными поисками самолет был обнаружен в точке с координатами 53°30’ СШ 88°15’ ВД (91 км юго-восточнее а/п Новокузнецк) полностью разрушенным и частично сгоревшим от наземного пожара. Катастрофа произошла ночью, в простых метеоусловиях, в пределах воздушной трассы, в предгорьях Кузнецкого Алатау на северо-восточном склоне сопки высотой 600 м, поросшей смешанным лесом и покрытой снегом глубиной до 1,5 м. Самолет столкнулся со склоном сопки на высоте 400 м с убранными шасси, закрылками и предкрылками, с работающими двигателями и большой вертикальной скоростью.

Exit mobile version