Кто усовершенствовал русскую балалайку, какой композитор написал «Малиновый звон», и что говорил о своей картине Василий Шукшин, рассказывает «МР-инфо».
Отец русской балалайки
20 марта 1888 года впервые состоялось публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Эта дата считается исходной в создании Оркестра русских народных инструментов. Концерт имел шумный успех, и этим выступлением Андреев заложил начало возрождению, совершенствованию и развитию русских народных инструментов. Ныне это Академический русский народный оркестр имени Андреева. Самым распространенным музыкальным инструментом на Руси была домра. А первыми исполнителями на народных инструментах – скоморохи: “домрачеи”, “гусельники”, “гудочники” и др. В те времена скоморохи, странствуя по миру, рассказывали о жизни других городов и деревень и, что самое важное, об умонастроениях народа, который был обычно враждебно настроен к царской власти. Скоморохи высмеивали, переводя в песни и шутки, самые неблаговидные дела знати, выставляя простому народу на посмешище. Поэтому в 1648 году по царскому указу Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены, а все инструменты сожжены, и после 17 века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят.
Малиновый звон
20 марта 1948 года родился народный артист трех стран – России, Украины и Молдовы, композитор-песенник и эстрадный певец Александр Морозов. Свою первую песню «Травы пахнут мятою» Морозов написал в 1968 году. Она принесла ему звание лауреата телевизионного конкурса Центрального Телевидения «Песня года». Позднее он неоднократно становился лауреатом этого конкурса. Последний раз в 2003 году за песни «Спасибочко» в исполнении Надежды Бабкиной и «От Петербурга до Москвы» в исполнении Льва Лещенко. Наиболее известные песни Морозова — «Малиновый звон», «Домик окнами в сад», «Зорька алая», «В горнице», «Камушки», «Душа болит», «В краю магнолий», «Папа, подари мне куклу», «Ты себя побереги», «Фантазер»…
Совесть Шукшина
20 марта 1974 года в широкий прокат вышел фильм Василия Шукшина «Калина красная». “Деревня разбредается, деревня уходит. Это знают все, всех это волнует – кого искренне, кого, может быть и притворно, – говорил он своему другу Валерию Фомину. – В этом уходе я вижу только потерю. И в свое время мучался этим, кричал, призывал… Наивно! Жизнь сильнее наших заклинаний, ее законы неподвластны, непреодолимы. И что прежняя деревня уходит и уйдет, это ясно теперь, как Божий день. Но куда она приходит и к чему придет в конце концов? Вот вопрос. И эта сторона проблемы теперь-то и волнует меня более всего”. «Я хотел сказать об ответственности, – рассказывал режиссер. – За все, что происходит сейчас на земле, придется отвечать всем. И за хорошее, и за плохое. За ложь, за бессовестность, за паразитический образ жизни, за трусость и измену — за все придется платить. Платить сполна».