Вечная драма на языке танца. Магнитогорский театр оперы и балета готовит премьеру

Премьера балета-драмы «Пер Гюнт» состоится в театре оперы и балета уже в марте. «МР-инфо» первым узнал, что ждет зрителя.

Герой нашего времени

Над постановкой спектакля на музыку норвежского композитора Эдварда Грига по мотивам одноименной пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена работает балетмейстер-постановщик театра Виктория САЙКИНА, балетная труппа театра, усиленная студентами хореографического училища магнитогорской консерватории и, конечно же, симфонический оркестр театра во главе с дирижером-постановщиком Кириллом КОЧЕТКОВЫМ.

Музыкальной основой спектакля стала обожаемая многими прекрасная и загадочная музыка «певца скандинавских легенд» Эдварда Грига, которую он писал к пьесе Ибсена по просьбе автора.

Как отмечает Виктория Сайкина, композитору удалось облагородить и возвысить пьесу. Несомненно, великолепное музыкальное воплощение истории стало большим вкладом в ее бессмертие. К музыке, написанной непосредственно к пьесе «Пер Гюнт», в магнитогорской опере добавили еще некоторые произведения Эдварда Грига – в итоге на нашей сцене будет представлен полуторачасовой спектакль.

Надо отметить, что постановка балета в магнитогорском театре – событие долгожданное. Задачу подготовить спектакль поставил перед коллективом директор учреждения Илья КОЖЕВНИКОВ.   

– Балетная труппа и сама сцена в нашем театре небольшие, есть сложности с постановкой традиционных полномасштабных балетных спектаклей вроде «Лебединого озера» и «Жизели», – рассказывает Виктория Сайкина. – Поэтому мы рассматривали несколько вариантов балетных постановок, среди которых, кроме «Пера Гюнта», была «Снегурочка» Петра Чайковского и другие спектакли.

Обычно на подготовку балетного спектакля уходит около полугода, у постановочной группы и артистов магнитогорского театра на выполнение непростой задачи было три месяца.

Историю из позапрошлого века решили перенести в наше время. Соответственно, из нее исчезли некоторые места действия, претерпели изменения действующие лица,  например, такой персонаж, как Пуговичник стал Тенью, символом смерти, он в этом повествовании единственный мистический персонаж. Тролли превратились в некую воинственную банду, которая теперь участвует в сцене в пещере горного короля.

– Зрители окунутся в атмосферу современных молодежных тусовок с их законами и проблемами, которыми и сейчас живет молодежь, – говорит Виктория Сайкина. – Пьеса очень актуальна по сей день, думаю, Генрик Ибсен в XIX веке даже не предполагал, что его произведение будет столько времени злободневным. Пьеса эта философски глубокая, содержательная, каждый персонаж в ней переживает свою драму – Сольвейг, мать Пера Гюнта, Ингрид, Женщина в зеленом, сам Пер Гюнт. Его история очень поучительна, особенно для молодежи. Мы очень хотим, чтобы на спектакль приходил юношеский контингент, чтобы молодые люди прочувствовали судьбу главного героя и не повторяли его ошибок.

В переводе на современный язык

Работа над сценическим оформлением балета требовала лаконичных решений, ведь нужно было оставить максимум свободного места на сцене. В итоге после обсуждения вопроса с балетмейстером-постановщиком сценограф Георгий ГАЛАШЕНКО придумал символические и эффектные детали оформления – кубы, которые, перемещаясь и складываясь в разные комбинации, служат разным целям: могут быть креслом, столом, ложем.

Большую роль в оформлении играет видеопроекция, с помощью которой меняется место действия – в пьесе Ибсена таких мест множество. О том, что действие разворачивается в нашем веке, будут говорить костюмы персонажей, близкие к сегодняшней повседневной одежде – над ними поработала художник Гульнур ХИБАТУЛЛИНА.

Разумеется, рассказывая о современных реалиях, невозможно не обратиться к языку современной хореографии.

– Мы задумываемся о том, чтобы зрителю была понятна наша хореография – важно, что мы говорим и как рассказываем историю молодого человека, – отмечает Виктория Сайкина. – Классического балета на пуантах здесь не будет, а будут элементы современной хореографии, в том числе бальной, уличной. Думаю, молодежи это будет интересно.

Эта «перестройка», конечно, не была простой для артистов балета.

– Они все чувствуют, помогают мне, за что им огромная благодарность, – говорит о них балетмейстер-постановщик. – В некоторых психологических моментах я даю артистам карт-бланш, позволяю действовать «от себя», от своей души – как они чувствуют, так и двигаются. Непросто было подстроить новые хореографические задачи под известную классическую музыку – нужно было найти стиль. Я до последнего искала хореографию к некоторым сценам – в пещере горного короля, к танцу дочери короля, сцене побега от троллей. И буквально в последнюю неделю мы нашли решение и начали сцены отрабатывать.

О разнообразии хореографического рисунка спектакля рассказала исполнительница роли Женщины в зеленом артистка балета Дарья ДЕМИНА:

– Пластическое решение образов и хореография в балете «Пер Гюнт» современные, и нам приходится сталкиваться с различными современными направлениями. Для нас это немного необычно и сложно, в то же время очень интересно. Вчера, например, мы работали над сольным выходом Женщины в зеленом, – там есть даже частички популярного ныне направления вог, хип-хопа – конечно же, все стилизовано, тем не менее, отголоски этих стилей знающие люди увидят. Вообще репертуар нашего театра обширный, нам приходится исполнять множество различных ролей, которые относятся к различным эпохам, соответственно, всякий раз это разные стили. Есть много современных постановок, поэтому похожий опыт у нас был.       

На острие эмоций

Над спектаклем работают два состава артистов. Один из исполнителей роли Пера Гюнта – артист балета Леонид ПОНОМАРЕНКО рассказал о работе над образом:

– Цель Пера Гюнта – найти себя. Сложность образа в том, что герой переживает очень много различных эмоций – печаль, радость, обиду, злость, влюбленность, совершает немало глупых поступков, участвует в драках, с ним происходят курьезы. Персонаж интересен своей смелостью. Со многими ситуациями, которые мне приходится здесь играть, я в жизни не сталкивался. Приходится искать правильную формулировку, чтобы зритель понял моего героя.  

Непрост и характер Женщины в зеленом, о работе над ролью которой Дарья Демина говорит:

– В героине уживаются два характера. Изначально она предстает перед зрителями мягкой, загадочной, но, получив отказ от Пера Гюнта, показывает свою агрессивную сущность троллицы. Мне интереснее первоначальный образ притягательной женщины, осознающей свою власть над мужчиной. Но интересно и перевоплощаться – это сложная актерская задача.

Увидеть воплощение целого ряда драматичных человеческих судеб, историю поиска себя и гимн любви и верности – премьеру балета «Пер Гюнт» на сцене ТОиБ – зрители смогут 30 и 31 марта в 18.30.

Exit mobile version