Вершины хорового мастерства. В Магнитогорске выступила Певческая капелла Санкт-Петербурга

Концертный визит состоялся в рамках проекта «Всероссийские филармонические концерты».

Несмотря на плотный график, руководитель коллектива народный артист СССР Владислав ЧЕРНУШЕНКО немало времени посвятил общению с магнитогорцами. Для него это была встреча с юностью, ведь именно в Магнитогорской государственной хоровой капелле он, выпускник Ленинградской консерватории, начинал профессиональную деятельность.

– Вся моя жизненная, творческая дорога обрела начало здесь, в Магнитогорске, – с такого признания начал маэстро свое общение в зале Магнитогорской государственной консерватории, где собрались студенты, педагоги, работники сферы городской культуры, поклонники музыкального искусства.

Кстати, и с будущей женой дирижер познакомился в Магнитогорске. В этот приезд в наш город они тоже были вместе: пока Владислав Александрович проводил репетицию, супруга Людмила «выверяла» звук в зале Дворца культуры металлургов имени Серго
Орджоникидзе.

Впервые порог Санкт-Петербургской капеллы Владислав Чернушенко переступил осенью 1944 года. Главным педагогом молодого студента стал выдающийся хормейстер Палладий Богданов. Певческая капелла Санкт-Петербурга давала наивысший уровень музыкальной подготовки, и ее питомцев ценили выше, чем даже выпускников консерваторий.

Одним из характерных признаков Санкт-Петербургской певческой капеллы стало нестандартное построение хора. Со смешанной постановкой Владислав Чернушенко познакомился во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, когда выступал в составе ансамбля «Дружба», организованного при Ленинградской консерватории. Уже в период работы Владислава Александровича в капелле в хоре решили попробовать сделать новую расстановку сил, расположив на первой линии басы, на второй – тенора, потом альты и сопрано. Сначала все казалось непривычным, но, когда хор запел, все встало на свои места. Этот вариант используется сегодня певческой капеллой как основной при исполнении традиционной народной музыки.

Уровень исполнения хоровых произведений, который показала певческая капелла во время выступления, был потрясающим. Мягко, проникновенно звучала духовная музыка, основу которой составили произведения Бортнянского, Архангельского, Свиридова, Рахманинова, Зорана Мулича. Русские народные песни во втором отделении поразили естественностью и гармонией. Заключением стали исполненные на бис «Барыня» и «Вдоль по Питерской».

– Я считаю выступление певческой капеллы  большим подарком городу. Звуковая палитра – в традициях русской хоровой музыки, которые идут еще от певчих дьяков, – поделилась впечатлениями от концерта основатель камерного хора Дома музыки Светлана СИНДИНА. – Состоялся праздник души, и я жалею тех, кто не смог услышать певческую капеллу в нашем городе.

Перед самым концертом, в ходе пресс-подхода, маэстро ответил на ряд вопросов:

– Владислав Александрович, с какими чувствами вы приезжаете в наш город?

– Магнитка явилась для меня важным периодом, самое главное сложилось здесь – это работа педагогом в Магнитогорском музыкальном училище и в качестве дирижера в Магнитогорской государственной хоровой капелле под руководством Семена Эйдинова. Для меня это была действительно колоссальная школа.

– Как складывалась программа вашего гастрольного тура?

– В тех произведениях, которые мы наметили исполнить в Магнитогорске, заключается главное направление всей нашей работы. В самостоятельных хоровых выступлениях капеллы мы стараемся доносить до публики сочинения двух важных направлений отечественной культуры – духовная музыка и народные песни. Духовная музыка сравнительно недавно вернулась в концертную практику нашей страны. Народная песня в том виде, в котором мы ее исполняем, практически исчезла с концертов, в любительских хорах она существует, а в профессиональных почти аннулирована.

– Расскажите о составе самой капеллы: где вы набираете таких профессионалов, каковы ваши требования к артистам?

– Состав обновляется постоянно. Но очереди в капеллу нет – работа артиста хора сегодня не престижна, большинство профессионалов ищут другие виды деятельности. Сейчас даже в таком большом городе, как Петербург, укомплектовать капеллу невозможно. Если из другого города приезжает молодой человек с хорошими данными, у него семья, дети, а мы не можем предоставить жилье, создать более-менее благоприятные материальные условия. Поэтому в капелле в силу этих причин собраны не самые выдающиеся певцы, мы постоянно занимаемся профессиональным воспитанием и обучением наших артистов. Так что весь процесс нашей работы – это бесконечный труд.

– Каким вы видите будущее российского хорового искусства?

– Певческое дело на протяжении многих веков – составная часть жизненного уклада русского человека. В течение многих десятилетий его сознательно уничтожали, сейчас появляется какое-то оживление. Но для восстановления того времени, когда Россия слыла самой певучей державой мира, когда пел каждый гражданин с самых маленьких лет – до этого еще очень далеко. В первые годы двадцатого века бывший директор Придворной капеллы Степан Смоленский сказал: «Совесть в России была всегда выше закона». Так вот если воспрянет певческое дело, то для духовно-морально-нравственного строя нашего народа это будет практически государственная программа. Есть ценности нетленные – к ним относятся высшие проявления человеческого духа, выраженные в искусстве, культуре, в литературе нашей.

Exit mobile version