Сегодня уполномоченный по правам человека в Челябинской области Юлия Сударенко провела в Магнитогорске прием граждан. Вместе с ней в решении проблем горожан приняли участие глава города Сергей Бердников, представители управлений городской администрации и прокуратуры.
Магнитогорск стабильно занимает второе место в области по количеству письменных обращений к уполномоченному по правам человека. Вопросов и проблем у пришедших к омбудсмену как в последнюю инстанцию немало – неправильный расчет пенсии, невозможность получить звание “Ветеран труда”, сложности с оформлением права собственности и выплаты долгов, жилищно-коммунальные вопросы, поддержка и предоставление жилья молодым и многодетным семьям и многое другое.
При столь разнообразной тематике, пожалуй, объединяет их одно: незнание своих прав и тех структур государственной власти, в которые нужно обращаться за помощью.
Конечно, проблемы не решаются на месте по мановению волшебной палочки: кого-то направили в соответствующие управления городской администрации, кого-то попросили подготовить и направить на электронный адрес все имеющиеся документы, чтобы глубже вникнуть в то, что произошло, а кому-то сразу сказали, что его ситуация не входит в юрисдикцию органов власти.
Отметим, что решить проблему благодаря вмешательству омбудсмена удается не так часто, как хотелось бы – за прошлый год лишь 16% магнитогорцев получили реальную помощь и их вопрос решился положительно. Юлия Сударенко подчеркнула, что это – на 3% больше, чем в 2020 году.
– Эта цифра совершенно не характеризует качество работы Уполномоченного и его аппарата, – констатировала она. – Это характеризует в большей степени качество работы наших органов государственной власти и местного самоуправления. Безусловно, и мы, и они всегда нацелены на то, чтобы нарушений не было, и только в тех случаях, когда действительно существуют административные барьеры, когда органы власти не могут контактировать между собой оперативно и эффективно, и это мешает нашим гражданам реализовывать свои права, когда мы видим проблемы с закупочным процессом (а это, как правило, касается приобретения лекарств для наших льготных категорий граждан) мы можем помочь.
Однако немало зависит и от самой сути вопроса.
– Для многих граждан проблема не является проблемой в нашем понимании, потому что очень часто граждане приходят не за решением проблемы, а за исполнением своих желаний. Я говорю о тех ситуациях, когда прав у людей нет, а есть желание. Мы живем в правовом государстве и реализуем те права, которые находятся в рамках закона, – четко обозначила позицию омбудсмен.
Однако количество и суть обращений наглядно показывают: граждане не знают свои права, не знают, куда обращаться, чтобы их реализовать. Если люди помоложе и действительно заинтересованные в решении своей проблемы могут обратиться к всезнающей сети Интернет, где ознакомиться с законодательством, списком льгот и условий их получения, опытом других людей в решении подобных вопросов, то представителям старшего поколения, особенно одиноким, в этой ситуации гораздо сложнее.
– Я думаю, что люди должны приходить к тому человеку, в тот орган, который ближе всего к ним – это местная администрация. Специалисты местной администрации владеют информацией абсолютно по всем вопросам, они компетентны, всегда могут разъяснить, в какой орган, к какому должностному лицу нужно обратиться. Поэтому я всегда рекомендую людям обращаться в администрацию и донести свою проблему с тем, чтобы получить консультацию. Большую проблему я вижу в том, что люди не могут дозвониться. Это в первую очередь люди пожилые, инвалиды, живущие в селах – у них не всегда есть возможность добраться до районного центра или приехать в город, и при этом они не могут дозвониться до чиновника. Это проблема серьезная, и мы ее пытаемся решать. Это то, что нужно ломать в сознании у чиновника: он должен понимать, если телефон звонит, трубку нужно брать, – резюмировала Юлия Сударенко.