О том, что болит. Магнитогорцы обратились к уполномоченному по правам человека

Сегодня уполномоченный по правам человека в Челябинской области Юлия Сударенко провела в Магнитогорске прием граждан. Вместе с ней в решении проблем горожан приняли участие глава города Сергей Бердников, представители управлений городской администрации и прокуратуры.

Магнитогорск стабильно занимает второе место в области по количеству письменных обращений к уполномоченному по правам человека. Вопросов и проблем у пришедших к омбудсмену как в последнюю инстанцию немало – неправильный расчет пенсии, невозможность получить звание “Ветеран труда”, сложности с оформлением права собственности и выплаты долгов, жилищно-коммунальные вопросы, поддержка и предоставление жилья молодым и многодетным семьям и многое другое.

При столь разнообразной тематике, пожалуй, объединяет их одно: незнание своих прав и тех структур государственной власти, в которые нужно обращаться за помощью.

– Проблемы в каждом муниципальном образовании примерно одни и те же, и я не вижу, чтобы Магнитогорск как-то кардинально выделялся из других муниципалитетов, – комментирует Юлия Александровна. – По многим вопросам мы дали консультацию, по многим мы взяли обращение в работу и изучим ситуацию более глубоко, для того чтобы понять, есть ли нарушение прав. Если мы такие нарушения выявим, то все меры, предусмотренные законом, мы обязательно предпримем. Во всех остальных случаях, когда гражданин имеет право, но испытывает трудности с его реализацией, мы окажем содействие.

Конечно, проблемы не решаются на месте по мановению волшебной палочки: кого-то направили в соответствующие управления городской администрации, кого-то попросили подготовить и направить на электронный адрес все имеющиеся документы, чтобы глубже вникнуть в то, что произошло, а кому-то сразу сказали, что его ситуация не входит в юрисдикцию органов власти.

Отметим, что решить проблему благодаря вмешательству омбудсмена удается не так часто, как хотелось бы – за прошлый год лишь 16% магнитогорцев получили реальную помощь и их вопрос решился положительно. Юлия Сударенко подчеркнула, что это – на 3% больше, чем в 2020 году.

– Эта цифра совершенно не характеризует качество работы Уполномоченного и его аппарата, – констатировала она. – Это характеризует в большей степени качество работы наших органов государственной власти и местного самоуправления. Безусловно, и мы, и они всегда нацелены на то, чтобы нарушений не было, и только в тех случаях, когда действительно существуют административные барьеры, когда органы власти не могут контактировать между собой оперативно и эффективно, и это мешает нашим гражданам реализовывать свои права, когда мы видим проблемы с закупочным процессом (а это, как правило, касается приобретения лекарств для наших льготных категорий граждан) мы можем помочь.

Однако немало зависит и от самой сути вопроса.

– Для многих граждан проблема не является проблемой в нашем понимании, потому что очень часто граждане приходят не за решением проблемы, а за исполнением своих желаний. Я говорю о тех ситуациях, когда прав у людей нет, а есть желание. Мы живем в правовом государстве и реализуем те права, которые находятся в рамках закона, – четко обозначила позицию омбудсмен.

Однако количество и суть обращений наглядно показывают: граждане не знают свои права, не знают, куда обращаться, чтобы их реализовать. Если люди помоложе и действительно заинтересованные в решении своей проблемы могут обратиться к всезнающей сети Интернет, где ознакомиться с законодательством, списком льгот и условий их получения, опытом других людей в решении подобных вопросов, то представителям старшего поколения, особенно одиноким, в этой ситуации гораздо сложнее.

– Я думаю, что люди должны приходить к тому человеку, в тот орган, который ближе всего к ним – это местная администрация. Специалисты местной администрации владеют информацией абсолютно по всем вопросам, они компетентны, всегда могут разъяснить, в какой орган, к какому должностному лицу нужно обратиться. Поэтому я всегда рекомендую людям обращаться в администрацию и донести свою проблему с тем, чтобы получить консультацию. Большую проблему я вижу в том, что люди не могут дозвониться. Это в первую очередь люди пожилые, инвалиды, живущие в селах – у них не всегда есть возможность добраться до районного центра или приехать в город, и при этом они не могут дозвониться до чиновника. Это проблема серьезная, и мы ее пытаемся решать. Это то, что нужно ломать в сознании у чиновника: он должен понимать, если телефон звонит, трубку нужно брать, – резюмировала Юлия Сударенко.

Exit mobile version