Я поведу себя в музей… Чем завлечь зрителя рассказывали сотрудники культуры

Музей для зрителя или зритель для музея? Таким вопросом задавались участники научной конференции, которая состоялась в минувшую пятницу в Информационно -образовательном центре “Русский музей: виртуальный филиал” Магнитогорской картинной галереи.

Четвертый год подряд представители МКГ, музея истории ММК, Магнитогорского краеведческого музея, специалисты учреждений культуры собираются, чтобы обсудить насущные, общие для всех вопросы. В этом году также онлайн присоединился к ним Ямало-Ненецкий автономный округ.

Зритель? Заходи, дорогой!

Как заинтересовать зрителя? Это вопрос актуальный.  В последнее время музеи стремятся ориентироваться на потребности посетителей, и именно  их запросы во многом формируют направление развития. Современные форматы подачи информации с помощью электронных средств, которыми славятся крупные музеи, для небольших городов мало применимы, а традиционные старые не всегда вдохновляют нынешнее поколение. Однако участники конференции уверены: для любой аудитории можно найти подход и подобрать актуальный метод преподнесения информации.

Расширение аудитории для небольших, периферийных музеев – задача непростая. И лучший способ ее решить – стать культурным центром, считает заведующая научно-просветительным отделом Златоустовского городского краеведческого музея Александра КАЮМОВА. Не менее важно и то, чтобы люди узнали: тут интересно. А для этого златоустовские музейщики используют все возможности рекламы, сотрудничают со школами и даже предоставляют бесплатные билеты на новогодние представления для самых активных многодетных семей, скидки для часто посещающих музей школ.

«Пушкинская карта» была введена в прошлом году. Она дает возможность молодежи посещать учреждения культуры, но есть и подводные камни. От того, что в пришедшем классе карту успели оформить не все, до того, что для многих подростков это стало поводом для первого в жизни посещения музея и определенного «культурного шока». О том, как с ним справиться, рассказала онлайн-гостья из Музея истории и археологии Надыма  Анна ЧИНЯЕВА. Чтобы решить проблемы с покупкой билетов, в музее разработали специальные QR-коды для каждого мероприятия, которые пересылаются организатору школьной группы, а чтобы понять, как повысить мотивацию подростков, провели целое исследование, которое помогло выявить приоритетные направления культурно-досуговых мероприятий и сделать их интересными для молодежи.

Бродить по залу, рассматривая полотна художников скучно? Давайте расширим возможности! Представитель МКГ Виктория ФИНОГЕНОВА рассказала о проекте «Арт-субботы в картинной галерее». Постоянные посетители МКГ уже ощутили его преимущество и приходят сюда семьями – пока ребенок творит сам, у родителей есть возможность посмотреть все  выставки с комментариями опытных экскурсоводов по единому билету, послушать лекции, а то и тоже поучаствовать в мастер-классах. Две среды в месяц проходит проект «Среда обитания – музей». До 21 часа горожане могут посмотреть выставки, послушать лекции. Многие оценили проект «Арт-обед»: с 12 до 13 часов можно купить единый билет и не спеша осмотреть все экспозиции.

Трогать разрешается

Актуальной оказалась тема доступной среды – этому вопросу было посвящено три доклада Людмила КАЛУГИНА, представитель историко-культурного заповедника «Аркаим», делилась опытом, как создать в музее условия для того, чтобы его было проще посещать людям с различными ограничивающими возможности заболеваниями.

Зачастую это самые простые, не требующие дополнительного оборудования, вещи: ведь не так сложно максимально освободить проходы для колясочника, сделать маркировку перед лестницами для слабовидящих. Оснастить предметы тактильными табличками, а в идеале – создать дополнительные тактильные материалы, ведь в музеях экспонаты не потрогаешь руками. Уделить внимание голосовым аспектам для людей с нарушением слуха. Да и просто не забывать про чувство такта и корректность в общении с инвалидами – уже большой шаг.  

О своих наработках в создании безбарьерной среды рассказала специалист Каслинского историко-художественного музея Галина КАШАПОВА. Здесь не только постарались создать условия для посетителей с ОВЗ, но и сделать так, чтобы посредством сайта учреждения и социальных сетей музей сам пришел к тем, кто выйти из дома не может. Сотрудники музея разработали интересные просветительские видеопрограммы, проводят виртуальные экскурсии.

Научный сотрудник  Копейского краеведческого музея Марина КАРПЕНКО поделилась опытом работы с детьми-инвалидами. Благодаря стараниям музейных работников для них такой культпоход может стать не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реабилитации.

Творец творца поймет

Звучит неожиданно, но современное искусство далеко не всегда понятно современному зрителю. С такой ситуацией столкнулись сотрудники историко-культурного заповедника «Аркаим» Анастасия ДЕДУШКО и Валентина МИЛОВАНОВА Музей Аркаима – это не только древности. Здесь регулярно проводят свои выставки современные художники, создают памятники и инсталляции. В 2021 году в музее проходила выставка «Солнечный ветер» финского художника, скульптора и мастера инсталляции Яна-Эрика Куллберга (напомним, его инсталляция «К солнцу», напоминающая о прошлых поколениях, в Аркаиме с 2006 года).  Отношение к выставке оказалось неоднозначным,  а чтобы вдохновить посетителей поделиться своим мнением, был проведен социальный эксперимент: вместо стандартной книги отзывов поставили стеклянный куб, в который каждый мог бросить записку. Некоторые восприняли это как призыв к сотворчеству и выражали свое мнение с помощью ответных рисунков, кто-то поблагодарил, кто-то выразил недоумение, но, главное – никто не остался равнодушным.

Тема эта волнует и магнитогорцев. Сотрудница МКГ Ирина ТЕРЕЩЕНКО рассказала, почему возникает непонимание искусства и какими способами здесь помогают зрителю его  преодолевать.

Каждый музейный предмет – это целый мир. Он хранит память о прошлом, знакомит нас с судьбой отдельной личности и историей в целом, уверена ученый секретарь Магнитогорского краеведческого музея Галина СТАРИКОВА. Именно с уважения к экспонату и его памяти, начинается уважение и интерес к предкам. Выставка одного экспоната, музейный урок или совместное исследование в рамках музейных кружков и клубов порой помогут узнать об эпохе гораздо больше, чем большая экспозиция. О нескольких таких экспонатах МКМ она поведала собравшимся.

Город как музей

Используя разнообразные информационные каналы, музей должен обращаться к широкой аудитории и за пределами своих стен, считает ведущий инженер Научно-технического музея ПАО «ММК» Надежда ХАЛИТОВА. Проект «Музей выходит в город» зародился из идеи популяризировать памятник народному директору ММК И.Х. Ромазану. Были разработаны несколько  маршрутов – от музея И.Х. Ромазана к памятнику, к ледовому дворцу, кафедральному собору и от музея ПАО «ММК» к ключевым объектам Соцгорода, памятникам «Танк» и «Военное детство».

Экскурсия превращается в некую экспедицию, которая помогает научиться исследовать,  анализировать, делать выводы и школьникам, и взрослым. Экскурсоводами проекта становятся не только сотрудники музея, но и ветераны, общественники, которые могут рассказать эту историю от первого лица. Как показала практика, мероприятия стали интересны не только экскурсантам: к экскурсиям присоединялись даже прохожие.

О расширении границ музея до пределов города региона говорила и Автор проекта #турмгн Екатерина БЕССМЕРТНЫХ. «Многослойность» Магнитогорска дает возможность охватить широчайший пласт тем – от геологии и ботанического разнообразия до города как музея архитектуры под открытым небом, историй конкретных людей и событий через те или иные места. Практика показывает, что элементарных сведений о Магнитке не имеют не только дети, но и многие взрослые. Такие экскурсии не только помогают расширить кругозор, но и увидеть свой край как часть истории большой страны. Кстати, именно экскурсия для участников и завершила конференцию.

Exit mobile version