Кто изобрел радио, почему Сталину не понравился «Бег» Булгакова, и как «Форд» превратился в «Эмку», рассказывает «МР-инфо».
Первый по радио
16 марта 1859 года родился выдающийся русский ученый, изобретатель радио Александр Степанович Попов. Первый радиоприемник – величайшее изобретение конца XIX века – был создан благодаря фундаментальным знаниям и энтузиазму ученого, на небольшие государственные субсидии и благодаря поддержке адмирала Макарова, который хорошо понимал важность исследований Попова для русского флота. “Я русский человек, – говорил Попов, – и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения, я имею право отдавать только моей родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи”.
«Анафемский успех»
В 1928 году в этот день Михаил Булгаков сдал во МХАТ пьесу “Бег”. Ознакомившись с булгаковским произведением, Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств (Главрепертком) постановку запретило. Однако театр не желал сдаваться. В октябре на заседании художественного совета МХАТа, куда были приглашены работники Главреперткома, руководители Главискусства, а также Максим Горький, возбужденный автор сам читал пьесу. Слушали с большим интересом – под смех и аплодисменты. «Великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех», – подвел итог Горький. Но в феврале 1929 года “Бег” прочел сам Сталин и вынес вердикт: “Бег” есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, – стало быть, попытка или полупопытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело, и потому представляет антисоветское явление”. При этом Сталин не поставил на пьесе крест, а предложил переделать некоторые сцены. Но делать это Булгаков отказался.
База для «Победы»
В 1936 году с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая советская легковушка – выносливая, прочная и неприхотливая – народная любимица, знаменитая «Эмка», воспетая Константином Симоновым, лимузин марки “М-1”. «М» – означало Молотов, но в народе все же больше прижилось название “эмка”. Поначалу автомобилю, как и первому грузовику, был определен фордовский прототип Ford-V8-40, но конструкторский коллектив ГАЗа во главе с Липгартом пошел своим путем. Двигатель форсировали до 50 лошадиных сил, модернизировав уже выпускаемый четырехцилиндровый, придумали раму повышенной прочности и четыре подвески вместо двух, помня о второй беде России – неважных дорогах. «Эмке» была уготована сложная судьба: от «черного ворона» НКВД до персонального транспорта всех «красных директоров». В качестве подарка ее получили Стаханов и его последователи. Этот автомобиль стал олицетворением советского автопрома в 30-х и 40-х годах. Это «на эмке драной и с одним наганом» первыми врывались в города, по словам Константина Симонова, наши победители.
В 1937 году “эмка” на Всемирной промышленной выставке в Париже вполне достойно представляла СССР. Производство М-1 было в основном свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась еще долгое время. Так, на начало войны в Красной Армии насчитывалось десять с половиной тысяч “эмок”. В первые годы Великой Отечественной это был основной автомобиль командного состава армии. ГАЗ-М1 выпускался на Горьковском автозаводе до 1943 года. Всего же было выпущено 62 тысячи 888 таких автомобилей. Именно «эмка» послужила для автозаводцев базой для конструирования знаменитого автомобиля «Победа».