Мюллер в роли грузчика. Леонид Броневой стал артистом в Магнитогорске

Но не сразу…

На страницах культурной истории нашего города зафиксированы названия творческих коллективов и имена личностей, которые росли вместе с Магниткой и формировали ее культурное пространство.

У нас, например, начинал творческий путь любимый миллионами актер – народный артист СССР Леонид БРОНЕВОЙ.
Леонид Сергеевич родился в 1928 году в Киеве. Его мама работала бухгалтером. Отец трудился в экономическом отделе НКВД Украины. Леонид учился в музыкальной школе при Киевской консерватории по классу скрипки. Мечтал о профессии дипломата или журналиста-международника. Но в 1937 году отца репрессировали…

В 1941 году Леонид с матерью были эвакуированы в Казахстан, где Броневой экстерном окончил десятилетку. Пошел учиться в театральный институт потому, что ни в какие другие вузы детей «врагов народа» не принимали. В 1950 году после окончания Ташкентского государственного института театрального искусства был распределен в Магнитогорский драмтеатр имени Пушкина.

Артист театра и кино Виталий ТИТОВ, начинавший творческую карьеру в Магнитке, был дружен с Броневым. Он рассказывал, что за полмесяца до приезда в Магнитогорск Леонида Сергеевича в театре произошел пожар, и дебют молодых артистов был отодвинут на неопределенное время. Чтобы как-то существовать, они пошли работать на металлургический комбинат грузчиками. Комбинат тогда поразил Леонида, особенно впечатлил его труд сталевара, позже он посвятит представителям этой профессии стихи.

Оклад у молодого артиста в театре был мизерный, его едва хватало на скудное пропитание. В архиве театра хранится объяснительная записка Броневого директору театра. Она служит подтверждением скудости его кошелька, однако в тексте сквозит озорство: «12.02.51 г. я опоздал на репетицию, ибо был снят милицией с трамвая за неуплату за билет (основание – отсутствие денег) и доставлен в диспетчерскую, где и пробыл, пока не был отпущен по указу начальства треста трамваев». А вот приказ по драмтеатру от 29 октября 1951 года: «Артист Броневой на спектакле «Стакан воды» вел себя возмутительно – смешил партнеров и искажал образ, этим снижал качество спектакля». Сегодня эти строки вызывают улыбку.

Ролей в первое время у молодого артиста не было, и Броневой возглавил драмкружок, организовал хор, которому сам аккомпанировал на аккордеоне. А когда узнал, что ему дали роль, был безмерно счастлив. Но роль оказалась без слов. Режиссер объяснил: с текстом сыграть может каждый, а ты попробуй обратить на себя внимание без текста…

В Магнитогорском театре Леонид Сергеевич проработал два сезона. Играл в спектаклях «Голос Америки», «Благочестивая Марта», «Анна Каренина», «Угрюм-река», «За здоровье молодых», «Калиновая роща», «Этих дней не смолкнет слава». Броневой был способным музыкантом, играл на различных музыкальных инструментах, хорошо пел. Как вспоминал Виталий Титов, в спектакле «Этих дней не смолкнет слава» герой Броневого – белогвардейский офицер Раевский исполнял старинный романс под собственный аккомпанемент на рояле, срывая аплодисменты зрителей. А еще он писал стихи, об этом мы можем узнать из «Магнитогорского рабочего» от 28 февраля 1951 года. В материале «Итоги литературного конкурса» сказано, что в номинации «Поэзия» одну из вторых премий получил артист драмтеатра Л. Броневой за текст песни о сталеварах Магнитки. Вот строчки из этого стихотворения: «Сверкай, наша песня, как яркие слитки, чтоб слышали в каждом краю: стоят сталевары советской Магнитки за Родину в первом строю…»

Перед летними каникулами 1951 года в центральной прессе мастера советского искусства Глаголева, Жаров, Лемешев и другие обратились к людям искусства с призывом помочь в организации летнего отдыха советских детей. В «МР» от 16 июня 1951 года в заметке «Артисты – детям» читаем, что 8 июня артисты драмтеатра  организовали концерт в пионерском лагере школы №31. Перед детьми выступили артисты Скарга, Броневой, Розанова и другие.

«Когда я, в 14 лет серьезно «заболев» театром, устроился учеником бутафора в наш драмтеатр, Леонид Броневой работал здесь уже второй сезон, – вспоминал Виталий Титов. – Я постоянно ощущал на себе его отеческую опеку, которая выражалась не только в материальной помощи – поделиться куском хлеба, деньгами, но и в более высоком, духовном. Я был покорен обаянием этого непростого человека, его трезвым рассудком, щедрым сердцем и, конечно, незаурядными способностями. Все, что бы он ни делал, вызывало у меня восхищение, даже когда он озорничал. Я тянулся к нему, стараясь во всем походить на него. Мое желание стать артистом и музыкантом теперь становилось безоговорочным».

Через некоторое время Броневой уехал в Оренбург и устроился на работу в местный драмтеатр. Судьба свела его с великим актером Алексеем Грибовым, который оказал Леониду Сергеевичу содействие в прослушивании в школе-студии МХАТ. Его приняли сразу на третий курс, где учились Ирина Скобцева, Галина Волчек, Игорь Кваша. Были в его биографии после окончания школы-студии и провинциальные театры, и театр на Малой Бронной, и Ленком. В кино Леонид Броневой сыграл более полусотни ролей. Самая узнаваемая – роль Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны». На вопрос: почему именно после этой роли к нему пришла всесоюзная слава, он ответил, что это тайна, что вся жизнь состоит из тайн и лучше этого не трогать.

Леонид Броневой – народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». В 2009 году в Челябинске ему были вручены диплом и статуэтка Эрнста Неизвестного «Кентавр» – премия под названием «Светлое прошлое».

Exit mobile version