Классы дышат музыкой. В этом году школа №65, носящая имя Бориса Агапитова, отмечает 50-летие

За круглой датой стоит богатая летопись первого в истории страны учебного заведения, в котором наряду с общеобразовательным курсом воспитанники могли получать семилетнее музыкальное образование.

Началом его стало 1 сентября 1966 года, когда на базе школы-интерната была организована школа продленного дня с музыкальным уклоном. Фундамент нового направления заложили директор учебного заведения Борис Агапитов и Семен Эйдинов, возглавлявший музыкальное училище имени Глинки. Отныне преподавание общеобразовательных предметов и музыкальных дисциплин шли рука об руку, составляя единый учебный процесс. Рядом с обычными появились классы пианистов, баянистов, скрипачей, балетная студия, оркестровый класс. Перед Борисом Агапитовым стояла непростая задача – привлечь преподавателей-специалистов и обеспечить все 35 классов технической базой и музыкальными инструментами.

– Способность открыть для себя источник прекрасных образов, мыслей, чувств дают пение в хоре, игра на музыкальном инструменте, – убеждена завуч музыкального отделения школы №65 в 1960-1970-х годах Людмила РОМАНОВА (ГОРИНА). – Люди, вовсе лишенные способностей к музыке, встречаются редко. Музыкальные задатки, пусть даже скромные, имеются у подавляющего большинства ребят, и они могут быть развиты. Участие в хоре доступно многим, вот почему хоровое пение стало обязательным уроком каждого отдельного класса школы №65.

В 1967-1968 учебном году здесь появилась целая гвардия выпускников музыкального училища имени Глинки, приобретали инструменты для духового оркестра, баяны, пульты, подставки, стулья. Уже в следующем учебном году только на фортепианном отделении обучалось 450 учащихся. Педагогам приходилось работать не по готовым и выверенным годами практики учебным пособиям, а во многом самим создавать новую методику обучения. Постепенно школа задышала музыкой, в основу ее жизнедеятельности были положены слова Василия Сухомлинского: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

– Такое внимательное отношение к хоровому пению создавало исключительно благоприятные условия для развития музыкальных интересов, – продолжает Людмила Валериановна. – Из всех классов одной параллели отбирали лучшие голоса и формировали сводный хор. Таких коллективов в школе было восемь. В городских смотрах художественной самодеятельности общеобразовательных школ наше учебное заведение выделяли в одно отдельное. Еще бы! Наши дети знали основы теории, сольфеджио, могли петь хоровые партии по нотам, занимались на одном из музыкальных инструментов, много слышали музыки вокруг. Да и программы восьми хоров, исполнявших по три-четыре хоровых произведения, по времени занимали целое отделение концерта. В центре внимания пионерских песен, которые обязательно входили в репертуар каждого класса-хора, – человек во всем богатстве его прекрасных нравственных качеств. Силой положительного примера они воздействовали на моральные качества как исполнителей-певцов, так и на слушателей. И это подтверждение огромной роли музыки, песни в нравственном воспитании.

Качество исполнения хоровых произведений учениками 65-й всегда высоко оценивали и московские педагоги-музыканты, и преподаватели музыкального училища имени Глинки во главе с Семеном Эйдиновым, главным дирижером капеллы. Музыкальное отделение школы не замыкалось только на себе. Юные ученики и их педагоги выходили с концертами в школы, детские сады и клубы, выезжали в подшефную школу в Спасск. Летом 1973 года духовой оркестр под руководством Ивана Капитонова дал серию концертов в пионерском лагере «Артек». Нередко успехи школы отражались в местной и центральной печати, в частности в журнале «Музыкальная жизнь». Школу знали не только в Магнитогорске, но и далеко за его пределами, ее опыт вызывал интерес у всех людей, связанных с музыкальным воспитанием детей и понимающих, что музыка является чудодейственным средством привлечения к добру, красоте, человечности.

К большим и запоминающимся успехам на хоровом поприще детей вели педагоги-музыканты, энтузиасты своего дела, руководители хоров Зинаида ГРЕДНЕВА, Тамара БАШКИРОВА, Галина КАРМАНОВСКАЯ, Людмила РОМАНОВА. Доброй памяти заслуживают те люди, кто стоял у истоков становления школы. Много незабываемых впечатлений осталось и у тех, кто под их руководством постигал волшебство музыки. Один из выпускников школы, ученик 1970-х годов Владимир СИМОНОВ написал песню, ставшую гимном 65-й, в которой есть такие слова: «Мы эти годы вместе с ней пройдем, научимся читать, любить, мечтать… И в жизни мы свой путь найдем, но школу помним мы, как помнят мать. О школа! Первая любовь моя! Твой образ мне вовеки не забыть! Пусть новая взойдет заря, а ты жила, жива и будешь жить!»

В истории нашего города школа №65, впервые в СССР объединившая общее и музыкальное образование, заняла достойное место. Многие ее выпускники нашли свое призвание, сумели правильно определиться в жизни. Сегодня ее педагогический коллектив во главе с директором Еленой ЧМЕЛЕНКО старается сохранить музыкально-эстетическое направление в образовании школьников. Поэтому ветераны школы в ее 50-летний юбилей желают нынешним педагогам успехов в сохранении и продолжении традиций, заложенных Борисом Агапитовым и его единомышленниками, а также не снижать уже заданной планки в воспитании всесторонне развитого человека. Всем учителям – хорошего здоровья, творческих успехов, благодарных учеников и родителей.

Exit mobile version