Реклама «под мухой». На ТВ и в Интернет может вернуться пропаганда алкоголя

Новому составу Государственной Думы РФ скучать не придется: депутаты прежнего созыва оставили богатое «законопроектное наследство».

Опять за рыбу деньги

Среди прочих вопросов парламентариям предстоит проанализировать поправки в закон «О рекламе».

Согласно предложениям Института развития интернета на телевидение и в Сеть может вернуться реклама алкоголя, которую будут показывать с 23.00 до 7.00, сообщили «Известия». Также планируется вернуть рекламу пива вне зависимости от времени распространения программ — сейчас его можно рекламировать во время трансляций спортивных соревнований. В Минкомсвязи инициативу поддержали.

Напомним, реклама алкоголя на ТВ и в Интернете запрещена с 2008 года, в 2013 году ограничена реклама табака. «С какого пива» агитируют вернуть все на круги своя? По мнению инициаторов поправок появление новой рекламы поможет телерадиовещанию, а также сайтам привлечь новую аудиторию. По словам заместителя министра связи Александра Волина, любые меры по расширению любой рекламы будут поддержаны Минкомсвязи. Сторонники разрешения алкогольной рекламы полагают, что благодаря поправкам в закон «О рекламе» отечественное виноделие и виноградарство стремительно поднимутся. Намерение провести в России чемпионат мира по футболу в 2018 году тоже потребует «жертв». Запрет на рекламу пива предлагают временно приостановить, мол, таковы требования Международной федерация футбола, которую спонсируют в том числе производители пива.

Не все средства хороши

Противники проекта недоумевают, как состыковать возврат рекламы спиртного с курсом на оздоровление россиян. Между тем появилось еще одна идея – вернуть рекламу алкоголя и сигарет на страницы печатных СМИ. Против этого возражают многие общественные деятели, врачи и сами представители газет и журналов.

Член Общественной палаты РФ, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан ХАМЗАЕВ выступил на совещании рабочей группы в Минздраве:

«Я представил положительный опыт общественной организации «Трезвая Россия» по первичной профилактике, которая начинается со школы, рассказал о работе по мониторингу правонарушений в сфере продажи и рекламы алкоголя», – цитирует официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. По мнению Хамзаева, «ничего хорошего в возвращении рекламы вина и пива в СМИ не видно. Нет лучшей рекламы товара, чем сначала запретить, а потом разрешить – как сейчас с алкоголем. В России уже есть поколение молодежи, которое не видело рекламы спиртного по ТВ, и когда ее начнут показывать, подростки, естественно, заметят это. Я уже не говорю о том, что возвращение такой рекламы противоречит популяризации здорового образа жизни, развитию спорта».

Бывший глава Роспотребнадзора помощник председателя правительства Геннадий Онищенко заявил, что идея о возвращении на ТВ рекламы алкоголя губительна, сообщило ИА «Народные Новости». Если реклама алкогольных напитков вернется на экраны России, заявил Онищенко, то она самым негативным образом отразится на подрастающем поколении.

Не зависеть от зависимости

Редакция «МР» провела свой экспресс-опрос горожан. И хотя на протокольной репрезентативности не настаиваем, должны констатировать: магнитогорцы, с восторгом приветствующие идею возвращения в СМИ табачно-алкогольной рекламы, нам не встретились.

Анатолий СИЛЕНКОВ, пенсионер:

− Дожили: большие чиновники «рекомендуют» нам придерживаться правил, установленных ФИФА, а то мировой футбольный чемпионат сорвется. Да с какой стати мы должны жить по чьим-то чужим законам? А если завтра из Цюриха намекнут, что мы и российскую Конституцию должны привести «в некое соответствие»? Эту пилюлю тоже покорно проглотим? Стыдно слышать таких инициаторов…

Сергей АБАШЕЕВ, представитель малого бизнеса:

− Как предприниматель, прекрасно отдаю себе отчет в том, что грамотная, профессиональная реклама безусловно двигает вперед коммерческие проекты. Однако надо ведь и меру знать. Заместитель министра связи Александр Волин позволяет себе беспечное заявление о том, что «любые меры по расширению любой рекламы будут поддержаны Минкомсвязи». Что значит «любой»? Тут до абсурда рукой подать. В целях преодоления последствий кризиса, например, можно заняться рекламированием оружия. Достаточно в закон «О рекламе» соответствующие поправки внести…

Елена СИМОНОВА, начальник управления здравоохранения городской администрации:

− Не хотелось бы вдаваться в анализ аргументации тех, кто увлечен полемикой по поводу редактирования закона «О рекламе». Полагаю, что человека, ведущего здоровый образ жизни, никакая, даже самая навязчивая, агрессивная реклама с толку не собьет. Не станет он употреблять ни того, ни другого просто потому, что не станет. А задача представителей медицинского сообщества, на мой взгляд, состоит в поддержке здоровых граждан, просвещении молодежи, поисках максимально эффективных вариантов профилактики в социальных «группах риска» и неустанной пропаганде образа жизни, свободного от пагубных для здоровья привычек.

Олег ТАЛИНИН, педагог:

− Конечно, это правда, что в нашем родном отечестве алкоголь регулярно употребляют «во здравие» без всякой рекламы. Но было бы ошибкой недооценивать роль этого специфического двигателя торговли. Среди ряда однообразных и похожих друг на друга проектов-однодневок встречаются и такие, которые стали самым настоящим достоянием общества потребления. Именно на такие рекламные кампании ориентируются, копируют, тщась повторить успех. По-настоящему креативные проекты взрывают рынок, увеличивают количество продаж и наконец доставляют людям эстетическое наслаждение. В моей домашней библиотеке есть прекрасно иллюстрированный альбом «Тысяча постеров». Там действительно есть на что посмотреть. К примеру, за океаном агентства, рекламирующие алкогольную и табачную продукцию, очень эффектно эксплуатируют имидж сильного мужчины. Как правило, это представители «брутальных и экзотических» профессий: строители-высотники, нефтяники, ковбои или одинокие странники, искатели приключений с выразительной и привлекательной внешностью – гордые, сильные, свободные. У меня в семье нет курящих, однако на одной из полочек есть несколько разных сигаретных пачек, выглядящих образцами сувенирного изящества. Упомянутые рекламные постеры обладают некой гипнотической энергетикой, несут в себе специфическую эмоциональную составляющую, дающую мощный психологический импульс для подражания не только во внешнем облике героев, но и в образе их жизнь. Подобные рекламные этюды привлекают внимание и производят самые глубокие впечатления прежде всего на молодежную аудиторию, которая в большинстве своем находит в этом «поведенческий и мировоззренческий эталон». Конечно же, искать и находить выгоду в рекламных проектах необходимо, но делать это следует с предельной осторожностью.

Ирина АЛИСИНА, журналист:

− Меня всегда раздражает любая реклама вообще. В принципе. Хотя бы потому, что она чаще всего бесцеремонно навязывает что бы то ни было. А пропаганда потребления алкоголя и табака и вовсе ни в какие ворота не лезет. И просто грех при этом кивать на какие-то кризисные обстоятельства. К примеру, специалисты говорят, что никотин − это алкалоид растительного происхождения, точно так же, как убойные наркотики. Во многих странах (в США, в частности), между прочим, они вписаны в одну таблицу. За рубежом официально считают никотин наркотиком, равно как и алкоголь. Медицинские эксперты утверждают, что существует прямая связь между курением, выпивкой и классическими наркотиками. Когда у человека есть одна зависимость, может появиться и вторая. И эти две могут повлечь за собой третью. А нам, ссылаясь на некую экономическую целесообразность, предлагают рекламировать наркотики. Это просто безнравственно.

Exit mobile version