Семья строгого режима

Возможно, будущие семьи скоро получат возможность подписывать «детский» контракт, где будет прописано, с кем станет жить ребенок в случае гипотетического развода.

На прошлой неделе Госдума собиралась принять поправки к семейному законодательству, в том числе ввести уголовное наказание за лишение ребенка права общаться со вторым родителем. Протест в обществе отложил решение наболевшего вопроса.
24 часа в год бабушка Светлана Устюжанина имеет право видеться со своим родным внуком. «Еще хуже дело обстоит у моего сына – отца ребенка, – говорит Светлана. – Он посещает ребенка по решению суда два часа в неделю, но при этом бывшая супруга провоцирует скандалы в присутствии малыша из-за того, что отец не отказывается от общения со своим ребенком».
Теоретически на защиту подобных родителей, которых по официальной статистике в России 300 тысяч, должен был встать новый законопроект, предложенный группой депутатов по инициативе комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Документ, принятый Думой в конце февраля, предлагал ввести штраф в случае, если после развода один родитель не дает второму видеться с ребенком. «Штрафы или принудительная работа могли бы способствовать исполнению судебных решений, – говорит один из авторов законопроекта Павел Крашенинников, председатель комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. – Сейчас для нас важно, что государство встает на путь защиты прав родителей и ребенка. Маленькая это ответственность или большая, ко второму чтению посмотрим».
Ко второму чтению выяснилось – маленькая. И были предложены поправки: наказание ужесточить вплоть до 10 лет тюрьмы. «Это предложение выглядит сомнительным, – говорит член Общественной палаты РФ, правозащитник Борис Альтшулер. – Почему 10 лет? Почему не расстрел? Подобных мер нет ни в одной цивилизованной стране. Наше семейное законодательство надо менять, но идти по пути резкого ужесточения – абсурд».
Специалисты по семейному праву утверждают: современное российское семейное законодательство во многом воспроизводит советскую модель отношений, предполагавшую, что отца в случае необходимости может заменить государство.
Но нужно ли регулировать частную жизнь с помощью карательных мер сейчас? «С одной стороны, законопроект выглядит вполне логичным: если существует уголовная ответственность за неуплату алиментов, то почему не ввести ее, если родителю не дают видеться с ребенком? – говорит врач Олег Дурнов из Питера, который уже несколько лет борется за право участвовать в воспитании сына. – Но проблема намного шире: мужчина фактически лишен прав по отношению к собственным детям, лишен ответственности. Вступая в брак, нельзя быть уверенным, что завтра ребенка не увезут от тебя в неизвестном направлении».

Exit mobile version