Потомок великого рода. Магнитогорцы могут узнать о своей родословной

Сайт “МР-инфо” продолжает разговор о проекте «Семейные сокровища», цель которого – помочь магнитогорцам, которые хотели бы больше узнать о своих предках.

Мы – часть истории

Проект реализуется АНО содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования» с использованием гранта Губернатора Челябинской области, предоставленного Фондом поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

– Этот проект недаром называется «Семейные сокровища», он действительно о сокровенном, о важном – наших корнях. Каждый из нас представляет свой большой род. Я люблю словосочетание «Потомок великого рода», для меня каждый человек именно таков: человек, за которым стоит большое прошлое, и, конечно, еще большее будущее, – говорит руководитель АНО Ирина ПЕРЕЛЫГИНА.

Научный сотрудник Магнитогорского краеведческого музея Галина СТАРИКОВА много лет ведет большую работу по сбору и поддержанию родословных как наших известных земляков, так и простых жителей города, и хочет, чтобы эти наработки стали доступными для всех желающих.

– Речь идет не просто о том, чтобы создать родословное древо, узнать, как звали прадедушку, был ли он казаком, дворянином или еще кем-то. А самое главное – почувствовать свой род, почувствовать, что ты – звено в цепочке, – отметила Галина Ильинична. – У каждого свое древо, и за каждым находятся свои предки, но одновременно мы с вами – воплощение своей собственной истории. Эта связь гораздо более глубокая, чем мы понимаем. Вполне возможно, что на каком-то этапе окажется, что наши предки были знакомы или жили в одном населенном пункте. Все наши предки взаимосвязаны, и именно они составляют историю нашей страны и человечества в целом, и мы с вами тоже творим историю.

– Лекции Галины Стариковой войдут в видеокурс «Школа Родословия» и станут доступны для жителей города и региона в ближайшее время, – отметила соавтор и организатор проекта Екатерина Бессмертных.

«Магнитогорский рабочий» постарается создать текстовую версию консультаций, из которых наши читатели узнают, как собирать материалы, как беседовать с родственниками, даже если они утверждают, что ничего не знают и ничего не помнят, как поведать об истории могут вещи, хранящиеся в вашей семье, как и в какие архивы обращаться, какие «подводные камни» ждут на этом пути. Но главное –  как разработать план поиска для новых открытий страниц истории вашего рода, которые сделаете не только вы, но и ваши дети и внуки.

А сверхзадача, которую ставит перед собой и участниками «Школы родословия» Галина Старикова – чтобы появилась история Магнитогорска через истории родов.

– На мой взгляд, подлинную историю мы никогда не узнаем, пока не узнаем историю наших семей, иначе история так и останется официальной, будет меняться в угоду режимам. История семьи куда более достоверна, – говорит она.

На первой встрече определился круг запросов от участников – кто-то из них уже достаточно давно занимается своим родоведением, но надеется открыть новые пути, а кто-то давно мечтал, но совершенно не представляет себе, с чего начинать и куда обращаться.  Но все они в той или иной степени сталкивались с теми же проблемами, с которыми сталкивается каждый на этом пути.

Не помнящие родства

Интерес к генеалогии рождается из культа предков, на протяжении всей истории сопровождавшего человечество. Даже сейчас, когда мы говорим: «Чур меня!», мы, даже того и не зная, обращаемся к ним за помощью.

Стремление узнать историю своего рода в нашей стране активно развивалось в начале ХХ века.  В крупных городах создавались генеалогические клубы, объединяющие желающих найти и сохранить свое прошлое. Дворянское сословие, несомненно, обладало всеми знаниями и без этого – информация не только хранилась и тщательно фиксировалась каждым родом, но и само государство вело официальные книги, где отмечался каждый член дворянской семьи. Сейчас эти книги очень помогают в работе генеалогов. Но многие купеческие, чиновничьи семьи не имели такой глубокой родословной и стремились узнать ее, однако революция и последующие годы отрезали для большинства из них этот путь навсегда. Совершив большой кровавый круг, спустя век, Россия вернулась к необходимости отыскать свои корни.

Если во многих европейских или азиатских странах почти каждый может перечислить своих предков до седьмого колена и прекрасно ориентируется в прошлом своей семьи, то россияне часто сталкиваются с тем, что помню бабушку-дедушку, что-то слышал о прадеде, а дальше – пустота. И это не наша вина, это наша беда. Революции, коренным образом изменившие жизнь, проходили во многих странах, но практически нигде, кроме России, это не привело к уничтожению памяти о предках.

Революция привела к столкновению сословий, но врагами были объявлены не только те, кто реально выступил против большевиков, но и потомки бывших дворян, купцов, священников, офицеров царской армии.

– Почему наши бабушки не рассказывали нам о своих родителях, бабушках и дедушках? В 1920-30-е годы говорить о том, что твои предки происходили из этих слоев общества, было не просто неразумно, – отмечает Галина Старикова. – Те люди, которые имели смелость помнить своих предков, находились в большой опасности, поэтому многие взрослые и приняли решение не рассказывать своим детям и внукам о прошлом. Это было вызвано стремлением прежде всего защитить свою семью.

Люди боялись хранить документальные свидетельства, фотографии – чаще всего все это было закопано в землю и погибло навсегда. Опасность эта сохранялась на протяжении более 70-ти лет, и к тому времени страх перед этими вопросами буквально вошел в кровь и плоть граждан. В качестве примера Галина Ильинична приводит свою историю. Когда в конце 1970-х она, десятиклассница, узнав о казаках, стала расспрашивать родителей, не из казаков ли и их семья, на нее испуганно зашикали и отправили восвояси. Правду удалось узнать только многие годы спустя.

Приехав в 1985 году, молодой выпускницей истфака в Магнитогорск и начав работать в краеведческом музее, Галина Старикова первым делом пошла в Старую Магнитку. Тогда здесь жило еще немало свидетелей истории станицы, и начинающий краевед была уверена, что ей покажут фотографии, расскажут интересные истории, удастся собрать материалы для музея. Бабушки доброжелательно принимали девушку, но на вопросы о старых фотографиях, казаках, прежней жизни открещивались: мы ничего этого не знаем.

И можно было бы поверить в это, но буквально через несколько лет, когда наша страна сменила красный флаг на триколор, другой краевед – Галина ГОНЧАРОВА вместе с собирателем фольклора Андреем СЕРОВЫМ проделали этот путь гораздо более успешно и собрали немало материала о казачьих станицах Южного Урала. Страх начал уходить из людей, но многие события и имена к тому времени канули в Лету. Оставшиеся в живых к тому времени бабушки – рожденные перед революцией, в 20-30-е годы ХХ века, помнили лишь свое время, а о прошлом рассказывали им не так уж много.

Магнитогорск действительно представлял своеобразный Вавилон, куда стекались люди со всей большой страны, как по своей воле, так и против нее, но и те и другие мало что везли с собой. Да и сама станица Магнитная в 1937-м ушла под воду, вместе с тем, что хранилось на чердаках и в комодах.

Нельзя исключать и ряд чисто личных, внутрисемейных ситуаций, когда после разводов отец и его семья становится персоной нон грата, а то и вовсе об отце ничего не известно. Все это создает огромные сложности для восстановления своей родословной. Огромные, но преодолимые.

– За долгие годы работы я поняла: найти можно все, было бы желание, было бы терпение. Для этого нужно в целом узнавать не только о своих предках, но и о том, что происходило в стране, расширять свои знания в самых разных отраслях, – констатирует Галина Ильинична. А о том, как это делать – в наших дальнейших материалах.

Exit mobile version