23-го февраля известные магнитогорцы рассказали сайту “МР-инфо” об армейской жизни с 1940-х до наших дней.
Степан КОЛЕСНИЧЕНКО, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке:
‒ В армию я был призван из поселка Яйсан Актюбинской области. В 1943 году вместе с товарищами окончил курсы шоферов в школе механизации, в конце декабря мы получили повестку из военкомата: «Явиться 1 января 1944 года в Актюбинский облвоенкомат». Набирали команду в Борисоглебскую танковую школу. Но мы хотели встретить Новый год и явились в военкомат 2 января. Если бы мы приняли присягу, за опоздание нас отдали бы под трибунал как дезертиров. Команду в танковую школу уже отправили, поэтому мы попали в Алкинские военные лагеря под Уфой, где готовили пехоту для фронта. Я получал специальность наводчика противотанкового ружья.
Морозы стояли страшные, а нам выдали буденовки и ботинки, хорошо хоть обеспечили теплым бельем. Кормили похлебкой, в которой плавали черная мерзлая картошка и немного крупы, на второе ‒ три ложки гречки и кусочек хлеба. Я в дистрофика превратился за четыре месяца, зато был отличником боевой и политической подготовки.
Когда картошку везли в пищеблок, мы старались набрать ее в карманы, чтобы испечь в печах, которые стояли в казармах. Казармы были наполовину врыты в землю, на земляном полу стояли нары с матами из камыша. На втором ярусе бойцы спали, не раздеваясь и не снимая ботинок – их некуда было поставить.
Постоянно хотелось есть и спать. Однажды во время строевой подготовки командир взвода отпустил нас отдохнуть. Я разомлел у костра и прослушал команду «Взвод, строиться!» За опоздание после отбоя должен был деревянными шайками натаскать с реки воду для умывальника. Вернулся с водой ‒ дежурного нет. Я ‒ скорей на нары. Только задремал, входит дежурный и кричит: «Колесниченко!» Пришлось вставать и снова идти на реку. В ту ночь поспать не удалось.
Незадолго до отправки на фронт мы строем шли из столовой, и старшина скомандовал: «Колесниченко, запевай!» Я затянул: «Ты, моряк, красивый сам собою…» Потом на построении старший лейтенант спросил: «Кто запевал? Выйти из строя!» Меня хотели забрать в ансамбль песни и пляски Уральского военного округа, но списки для отправки на фронт уже были составлены…
Василий ПЕТУХОВ, профессор кафедры МиХТ МГТУ имени Г. И. Носова:
‒ Родился я в Пермском крае, в 1950-м году окончил Коркинский горный техникум, работал на угольной шахте в Киргизии, оттуда и призвали в 1952 году в армию. Попал в морскую авиацию Североморского флота. Служить пришлось 3,5 года, но время пролетело быстро. Был авиационным механиком на аэродроме в Североморске, под Мурманском, обслуживал истребители МИГ-17, МИГ-19, бомбардировщики. Приходилось даже собирать самолеты. Детали для них доставлялись по железной дороге, а потом волокушами, прицепленными к трактору, везли их солдаты еще 50 километров до аэродрома. Во время одной из таких поездок чуть не случилась трагедия. Огромный контейнер с деталями спускали с горки, и он пошел в сторону обрыва. Я догадался подтолкнуть его, чтоб развернуть махину. Дорогостоящую технику спасти удалось, но командование отчитало – мог погибнуть.
На армию денег не жалели: обмундирование, питание, высокая зарплата даже солдатам срочной службы – не многим меньше, чем рабочим. Армия тогда была другой – не было дедовщины, вместе служили украинцы, белорусы, русские, и всегда сохранялись добрые отношения. С армейскими товарищами поддерживали связь еще лет пять.
Находясь в армии, я думал о высшем образовании – последние полгода службы сидел за учебниками. Летом 1955-го получил отпуск на 10 суток, чтобы поступать в Магнитогорский горно-металлургический институт. Экзамены сдал успешно, а потом пришлось вернуться в часть, чтобы комиссовали. Поездка была судьбоносной – возвращаясь из Мурманска, встретил я в поезде 16-летнюю красавицу из Саранска. Два года переписывались, а когда девушке исполнилось 18, привез невесту в ставшую уже родной Магнитку, и вот уже 65 лет мы вместе.
Сергей СМИРНОВ, директор театра куклы и актера «Буратино»:
‒ Осенью 1995 года после службы в Вооруженных Силах пришел мой хороший товарищ, участвовавший в первой Чеченской кампании. Рассказывал он немного, но то, что я услышал, очень взволновало, и буквально на следующий день я, студент четвертого курса института, имеющий бронь до окончания учебы, сидел напротив военкома с просьбой призвать меня на армейскую службу. В деканате института оформили академический отпуск на два года, а военный комиссар Ленинского района постарался учесть мои пожелания.
Служить мне посчастливилось в пограничных войсках. Шесть месяцев в одной из лучших школ сержантского состава ФПС города Находка Приморского края, которая дала мне необходимые навыки для прохождения боевой службы на государственной границе. После присвоения звания младшего сержанта был направлен для прохождения службы в одно из специальных подразделений погранвойск. Пришлось нести боевое дежурство в разных точках страны. Удалось побывать на границе с Китаем, Японией и одной из Закавказских республик. Время было непростое, но это не пугало. Когда рядом настоящие товарищи, дома ждут родные, и ты понимаешь, для чего находишься в этом месте – все по плечу! За четыре месяца до демобилизации командование приняло решение отправить меня в «родной» учебный центр, где в качестве старшины роты я уже передавал опыт молодым пограничникам. Осенью 1997 года с Урала было призвано более 100 человек, в том числе несколько из Магнитогорска, а кто как ни земляк поддержит и научит правильному. Ребят с Урала и Сибири всегда ценили на границе!
Два года пролетели, как одно мгновенье! За это время, в связи с особенностями несения службы, я ни разу не побывал в отпуске, да и увольнительных практически не было. Да, порой было сложно, трудно и просто опасно! Но до сих пор считаю, что это мой самый лучший и правильный поступок в жизни! И как бы это громко ни звучало, в тот момент я четко осознавал, что моя родная страна нуждается во мне, ведь кто-то должен защищать Родину, дом, своих родных и близких, пусть даже и на дальних подступах ‒ на границе. Служба в погранвойсках дала мне крепость духа, веру в настоящее мужское братство, ну и немного серебра на голову! Если бы сказали вернуться и повторить, ни секунды бы не задумывался!
Евгений МАЛАХОВ, начальник уголовного розыска ОП «Правобережный» УМВД России по Магнитогорску:
‒ Мой отец служил в Афганистане, я равнялся на него, он всегда меня настраивал, что армия нужна, учит порядку, дисциплине. После школы призывался в декабре 2001 года, полгода в учебке в Елани Свердловской области, и потом на Дальний Восток, в Амурскую область, 141 Краснознаменный гвардейский мотострелковый полк. Я окончил учебку младшим сержантом, был командиром боевой машины пехоты БМП-1, в подразделении девять человек десанта. Служба была очень интересная. Я пострелял из огромного количества стрелкового оружия: автомат Калашникова, пулеметы всех видов, БМП-1, БМП-2, танки Т-72, Т-80, миномет «Василек», самоходная артиллерийская установка, гранатомет, СВД – вволю настрелялся. Запомнились четырехдневные учения на территории Завитинского учебного центра – как два Магнитогорска.
Учения были дивизионные, с привлечением «воздуха». Сначала стояли в обороне, отстреливались, потом два дня в наступлении, день и ночь, то есть дневная стрельба и ночная с применением приборов ночного видения. Дослужился до звания гвардии старшина. Армия сыграла свою роль и в выборе профессии, жизненного пути. Когда пришел на дембель, планировал продолжить службу, только во внутренних войсках. Но поступила телеграмма к родителям, где меня приглашали в отдел кадров на Строителей, 11. Там мне предложили на выбор патрульно-постовую или оперативную службу. Дал согласие на оперативную, так и оказался в уголовном розыске. Если кто-то спрашивает совета, мой совет всегда один – только в армию идти. Пусть даже сейчас год, но все равно это дисциплина, самостоятельность в первую очередь. Отрывает от мамки, от дома, заставляет принимать самостоятельные решения. У меня маленький сын, и я уже жестко решил, что он точно пойдет в армию.
Александр ЛЕДНЕВ, глава Правобережного района:
‒ Есть мудрое изречение: «Не знаешь, как поступать, поступай по закону». Я так же, как и многие ребята, после окончания университета был озадачен вопросом: служить или нет? Здоровье не позволяло «откосить»: я был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, чемпионом города, призером областных соревнований. Поэтому отработал полгода в «Теплофикации», и 24 декабря 2004 года меня призвали в ряды вооруженных сил. Служил в мотопехоте, в воинской части 32843. Если коротко, это школа жизни и новые возможности. Я по большому счету научился постоять за себя, отстоять свою точку зрения, научился четкой и жесткой дисциплине. В спорте это было, в армии добавилось. Сейчас провожу набор ребят в армию, отвечаю за обеспечение весеннего призыва. Я хотел бы сказать ребятам: армия – не плохая и не хорошая, это просто школа, в которой мальчик становится мужчиной.
Я прошел эту школу и не жалею, что год отслужил. У меня остались друзья, мы общаемся с ними, с кем-то ссорились, ругались, но так или иначе мы реально стали мужиками, научились решать вопросы, которые до этого пытались как-то спрятать. Потому что в армии так не «прокатит», если есть поставленная задача, тебе нужно ее выполнить, а для этого придется находить общий язык с сослуживцами. Я считаю, что такую школу жизни больше нигде не получишь. Самое интересное, с третьего месяца можно начать служить по контракту. То есть идти на срочную службу и через три месяца подписать контракт. Для многих ребят, которые в городе перебиваются случайными заработками, это отличная возможность попробовать себя в новой сфере, выбрать новую жизнь. Приложив усилия, этого можно достичь – после армии с удовольствием берут в полицию. Зарплата достойная и возможность бесплатно обучаться, получать высшее образование. Поэтому, если кто-то считает, что в этой жизни очень сложно чего-то достичь, ребята, начните с того, чтобы сходить в армию.
Антон ИВАНОВ, артист хора Магнитогорского театра оперы и балета (в мюзикле «Парижские тайны» исполняет роль военного – Капрала):
‒ Служил я в ракетных войсках и артиллерии (РВиА) в воинской части возле города Карабаш Челябинской области в 2016-2017 годах. Попал в арсенал по хранению оружия. На протяжении всей службы было много физической работы по переноске тяжестей, пару раз мы выезжали на стрельбище и стреляли из автомата. Сам я вырос в деревне и к тяжелому труду привык, но некоторым городским ребятам пришлось нелегко.
Армейская служба сильно повлияла на мое мировоззрение, изменила мышление, помогла увидеть истинные ценности, которых раньше я не осознавал. Я стал больше ценить родных и близких, друзей, понимать, кто настоящий друг, а кто – нет. Армия дала возможность лучше видеть качества людей. Когда человек попадает с незнакомыми людьми в непростые армейские условия, это способствует тому, что все плохое, что в нем есть, начинает проявляться – черты характера, моральные качества. Кто-то врет, кто-то ворует…
Армейская служба в какой-то степени помогает мне и в работе. Человек, проходя службу, взрослеет, становится более ответственным. Некоторые обстоятельства на «гражданке» имеют место намного реже, нежели в армии. И то, что здесь порой может вызывать определенные эмоции, там становится банальной повседневностью и не вызывает даже удивления.
Через полгода после меня из армии вернулся мой друг Алексей Комаров. Встретившись с ним, я сразу заметил его изменившийся взгляд – видно было, что человек, отслужив в армии, тоже понял что-то важное.